Часовня-усыпальница Ожешко.
В прошлом деревня Закозель была главной резиденцией полесской ветви рода Ожешко. Сюда не раз приезжала из соседнего Людвиново Элиза Ожешко, и, по преданию, в Закозельской часовне в 1863 году она прятала раненого командира повстанцев Ромуальда Траугутта.
По задумке варшавского архитектора Франтишека Ящолда, возведенная в середине ХIХ века часовня-усыпальница должна была стать романтическим цветком неоготики в Полесском крае. Тянутся вверх башенки фиалов, подобные лепесткам стрельчатые арки и ниши, на своде — изысканный рисунок собранных в пучок нервюр, в пустых окнах сохранились металлические решетки витражей... По приказу царских властей в 1867 году в часовне уничтожили алтарь и наглухо забили вход. До наших дней она дошла в виде руины, обрамленной старым парком с прудами, но, впрочем, не перестающей волновать воображение.
Считалось, что усыпальница давно разграблена. Вход внутрь был открыт и долгое время часовня никак не охранялась. Однако не смотря на это археологи нашли в склепе под каплицей человеческие останки. Археологами были обнаружены многочисленные артефакты – детали интерьера, бронзовое литье, части гипсовых и деревянных статуй, а среди фрагментов одежды был даже найден один из знаменитых слуцких поясов. Найденные предметы находятся в Брестском областном краеведческом музее.
Меловые карьеры под Волковыском.
Это и есть те самые карьеры, которые чаще всего можно увидеть на фотографиях в интеернете. Они действительно самые огромные, и именно их сравнивают с Мальдивами. Только берега у них не песчаные, а меловые с глиной. Территория этих карьеров раскинулась на несколько километров в длину они невероятно масштабные! Глубина пугает в некоторых местах она достигает 30 метров.
Меловые карьеры — это искусттвено созданные водоёмы, вследствии добычи полезных ископаемых (мела). Добыча полезных ископаемых ведётся с 1914 года.
Площадь меловых карьеров около трёхсот футбольных полей, длина карьеров от 1 до 4 км.
Популярность меловым карьерам принёс уникальный ландшафт: живописные берега, бирюзовая вода и уединённость от городской суеты. Ежегодно сотни туристов из всех уголков Беларуси и ближайшего зарубежья приезжают на меловые карьеры под Волковыском, чтобы насладиться уникальной природой и набраться позитивных эмоций.
Однако такой отдых очень опасен. Всего на территории области находится более 200 меловых карьеров и все они являются техническими водоемами. Опасны все карьеры, но наибольшую угрозу представляют меловые. Намокший грунт очень скользкий. резкий обрывы глубиной 20 метров. Опасно даже сидеть на берегу. В любой момент может произойти обвал породы. Тонны грунта начинают оползать и выбраться почти невозможно.
Эти места не являются туристическими...к большому сожалению.
Дворец Уместовских.
Жемыславль — небольшая деревня. Считается, что название пошло от шляхетской семьи Жемлов. В XVIII веке деревня в списке приданого перешла к семье магнатов Пацов, однако ни их, ни следующих владельцев эти земли всерьез не интересовали.
Началом строительства нового усадебного комплекса принято считать 1805 год, когда польский магнат Якуб Уместовский купил местный фольварк. После его скорой смерти возведение усадебного комплекса продолжили его сын Казимир, а чуть позже его жена Юзефа. Внешне дворец должен был стать копией польской королевской резиденции Станислава Августа «Лазенки», построенной в 1784-1795 годах. Главными причинами такого проектного решения, по мнению многих историков, является ностальгия по временам Речи Посполитой. В итоге процесс строительства такого роскошного комплекса из-за дороговизны и возникших финансовых трудностей растянулся на долгие годы. Казимир Уместовский до этого времени не дожил, дворец достроила Юзефа в 1877 году. Комнаты отапливались красивейшими мраморными печками и каминами в «парижском стиле». Паркетный пол почти по всей усадьбе был выложен орнаментом. А стены украшали дубовые панели и фресковые росписи. Мебель была ручной работы, с резьбой. Вся прислуга не помещалась в небольшом доме, поэтому селилась либо в подвальных помещениях, либо в соседних зданиях. Архитектор дворца подлинно не известен, предполагают, что это был Л. Маркони.
С 1877 года хозяином имения стал сын Юзефы — Владислав. Именно он и заканчивал строительство дворца. К концу 1880-х годов, когда основное строительство было закончено, начались работы по возведению пейзажного парка вокруг дворца. Парк построен по проекту французского садовника Ямайса, который в формировании парадной части отдал предпочтение симметрично-осевому решению. Центром композиции и стал двухэтажный дворец.
Командный пункт Объединённых Сил Варшавского договора (Объект 1161).
Это путешествие – для тех, кто хочет побывать в роли настоящих сталкеров. Секретный бункер, в котором во времена Холодной войны располагался командный пункт Объединенных Сил Варшавского Договора, находится в лесу, на расстоянии пары километров от деревни Хрустово на юго-западе Гродненской области. От села ведет полузаросшая лесная тропка. В документах именовался «объект 1161». А в просторечии его до сих пор называют «бункером Горбачева». Объект не реставрировался, поэтому бродить по его отсекам и блокам следует с осторожностью. Зато можно сделать массу интересных фото в духе «Метро 2033».
Усыпальница Станислава Августа Понятовского в деревне Волчин.
Костел в деревне Волчин Каменецкого района был построен в 1733 году как фамильный храм рода Чарторыйских. Но широкую известность он получил благодаря последнему королю Речи Посполитой Станиславу Августу Понятовскому, который родился в Волчине в 1732 году и чей прах был захоронен здесь незадолго до начала Второй мировой войны. А затем останки вместе с короной и другими драгоценностями неожиданно исчезли…
Храм сильно пострадал в годы последней войны, затем в нем размещалось колхозное хранилище удобрений и ядохимикатов. В 1970-х годах обрушилась кровля вместе с часовой башней. В 2007-м костел передали пинской епархии Римско-католической церкви, после чего храм начал восставать из руин. Былое величие ему возвращали польские реставраторы.
Экотропа в заказнике «Выгонощанское»
Когда-то на этом месте было озеро, огромнейшее. Как шесть Нарочей. Это эпоха после ледника, семь тысяч лет назад. Со временем вода ушла, оставив нам эти болота, торфяники и несколько озер. Это одноиз крупнейших в Европе болот. В заказнике «Выгонощанское» есть несколько экотроп, которые можно пройти с экскурсоводом или самостоятельно. Самая неутомительная из них — «Надливская гряда» протяженностью от 2 до 4 километров. Вглубь леса ведет мягкая дорожка, покрытая мхом. Сосновый лес сменяется ельником, зарослями ольхи, низинным болотом. По пути встречаются кормушки для животных и неведомые городскому жителю следы лесных обитателей. Местами тропа пропадает из вида, ориентироваться помогают красные метки на деревьях. Уровень навигации оставляет желать лучшего. В заказник проще ехать компанией и брать экскурсовода, иначе на экотропе легко заблудиться.
ХронИКстори