Главным сыщиком Российской Империи начала XX-го века был генерал Кошко Аркадий Францевич. Этот был неординарный человек, преданный своему делу и сумевший поставить дело русского сыска на самый высокий уровень В 1913 году в Швейцарии русская сыскная полиция была признана лучшей в мире. Процент раскрываемости составлял 80%. Кошко А.Ф. первый в России стал использовать снятие отпечатков пальцев и именно ему удалось составить картотеку преступников. В российском уголовном розыске возглавляемым статским советником А. Ф. Кошко была создана самая крупная агентурная сеть. И каждое утро генерал начинал со встречи со своими агентами.
Его опыт в последствии возьмет на вооружение Скотланд-Ярд. Находясь в эмиграции в Париже великий, сыщик напишет мемуары о своей работе в сыскной полиции «Очерки уголовного мира царской России».
В его мемуарах не будет ни строчки о деле пропажи и поисках иконы Казанской Богоматери хотя это было одно из самых известных преступлений в дореволюционной России. Может быть потому, что преступление так и осталось нераскрытым, а сыщик подключился к расследованию только через несколько лет, по личной просьбе Столыпина.
Расследование шло без малого десять лет. В архивах Департамента полиции хранятся тома «О похищении в Казани из девичьего монастыря Чудотворной иконы Казанской Божьей Матери.», там содержатся материалы допросов множество свидетелей, исследование криминалистов, версии о нахождении иконы, охватывающих период с 1909 -1917 год. Именно в этот период дело было передано Аркадию Францевичу, хотя сама икона была украдена еще в 1904 году. Но в Казани быстро нашли виновных - их осудили, и сомневаться в достоверности следствия не было причин.
А дело было так: В июне 1904 года из храма монастыря были похищены две иконы - Казанская Богоматерь и Спас Нерукотворный, обе иконы были в обрамлены в драгоценные ризы из золота и украшены драгоценными камнями. Сторож был связан, дверь взломана. Злодеев поймали быстро, ими оказались вор «клюквеник » (так в России на воровском жаргоне назывались, те кто ворует в храме. Клюква-на блатном языке церковь, храм) Варфоломей Чайкин, известный еще по фамилией Стоян , крестьянского роду племени его подельник Комов, такой же рецидивист.
Чайкин уже не раз попадался на подобных кражах, причем, как и остальные «клюквеники» образов никогда не крал, снимал только дорогие ризы с икон. Такие воры, обычно сняв ризу сообщали в полицию, где спрятана сама икона. За кражу драгоценного оклада давали до трех лет каторги, а за святотатство можно было получить и более десяти.
А тут вор утверждал, что драгоценные ризы он продал, а иконы сжег в печи. При обыске были действительно найдены обгорелые жемчужины, гвоздики, петли, по показаниям монахинь все это действительно находилось на бархатной обшивке иконы. В итоге всем участникам кражи были даны срока от 2 до 12 лет каторжных работ.
Но история на этом не закончилась, поиски иконы продолжались, уж очень большую ценность имела эта икона для россиян. Ведь именно Казанская Богоматерь была хранительницей земли русской и покровительницей дома Романовых.
Началась история иконы в 1579 году, когда Казань почти выгорела от большого пожара. Девятилетней дочери стрельца, чей дом тоже сгорел приснился сон, в котором явилась Божья Матерь и указав место на пепелище, велела выкопать икону. Девочка рассказала сон матери, но та не поверила ребенку, а когда сон приснился уже в третий раз Матрона все-таки заставила мать прислушаться и на том месте где было указано была найдена икона. Икона была завернута в кусок ветхой одежды, но совсем не пострадала.
С нее был сделан список и отправлен Ивану Грозному, который и повелел сделать золотой оклад и на месте нахождения образа построить женский монастырь. Девочка Матрона в последствии стала настоятельницей этого монастыря по имени Мавра.
В смутное время по настоянию патриарха Гермогена список с этой иконы был отправлен вместе с казанским ополчением в стан Дмитрия Пожарского. Сама икона никогда не покидала монастырь . В 1612 году ополчение Минина и Пожарского одержало победу над поляками и икону чествовали дважды. В день обретения и в день победы русского оружия 4 ноября, по новому стилю. Со всей России съезжались паломники помолиться, образ Божий Матери творил чудеса.
Чайкин (Стоян) на допросах твердил, что образ был сожжен : «Мне ужасно хотелось доказать всем тогда, что икона вовсе не чудотворная , что ей напрасно преклоняются и напрасно ее чтут».
В уничтожении святого лика по идейным соображениям не очень поверил сыщик Аркадий Кошко, он прекрасно знал породу таких рецидивистов. По просьбе Столыпина сыщик стал изучать материалы уже закрытого дела. Нашел много нестыковок, во-первых, Стоян, он же Чайкин, не мог не понимать, что образ стоит намного дороже чем оклад. Потом, были ведь похищены две иконы, и пепел мог принадлежать Спасу Нерукотворному. Где ризы от обоих икон? Московский сыщик взялся за расследование.
Для этого он отправил в Казань своих лучших агентов. И тут появился след. Одна из версий гласила, что был заказ на кражу образа получен был от старообрядцев. Именно старообрядцы активно начали собирать иконы из старинных храмов во время нашествия Наполеона.
За несколько лет до похищения образа к настоятельнице монастыря приезжал Савва Морозов, происхождение которого было из старообрядческой семьи и просил настоятельницу монастыря продать икону за огромные деньги, настоятельница ему отказала, но к моменту похищения она уже умерла.
Один из агентов смог втереться в доверие к старообрядцам и отправил Кошко телеграмму, что вышел на след образа Заступницы. Кошко А.Ф. лично инкогнито приезжает Казань и селится под видом простого гражданина в гостинице. Полиции Казани он не доверял. Но тут происходит утечка информации и его агента разоблачают.
По версии этого агента заказчицей похищения иконы была богатая купчиха Агрофена Шамова, принадлежащая к старообрядцам. Пособничала ей монахиня, настоятельница монастыря Маргарита. Расследование установило, что вор был лично знаком с Шамовой , а также посещал настоятельницу монастыря.
Именно эту версию особенно тщательно разрабатывал, судя по документам Кошко. И даже добился у властей Казани обыска в доме Шамовой, где конечно ничего не нашли. А у начальника полиции Казани появился шикарный экипаж, подарок купчихи , оформленный как благотворительность.
В скором времени после начала расследования настоятельница монастыря Маргарита оставляет свой пост. Исчезает в неизвестном направлении, хотя раньше все бывшие настоятельницы доживали свой век при монастыре.
В тюрьму к вору Стояну тоже были направлены агенты, но он твердил одно, сжег. Этот вор пользовался большим авторитетом у политических заключенных. Они своими терактами и бомбами не смогли вызвать такой резонанс, а неграмотный крестьянин актом вандализма потряс всю империю.
А.Ф. Кошко так и не удалось до конца провести расследование. В России наступили тяжелые времена, после исчезновения образа Заступницы земли русской неудачная Русско-японская война, потом революция, ставшая репетицией революции 1917 года, Первая мировая и всем уже стало не до иконы.
Статскому советнику с семьей пришлось уехать Турцию, потом была Франция. В Скотланд- Ярде ему предлагали работу, но для этого надо было сменить гражданство. Не мог подданный государства Российского работать в английской сыскной полиции. Кошко отказался, до последних своих дней он надеялся вернуться на родину. Этого не случилось он умер в Париже в 1928 году, где и был похоронен.
История чудотворной иконы так и осталась неразгаданной, существуют старинные списки с этой иконы. Прошло более ста лет со дня исчезновения иконы. Будем думать, что всё-таки исчезновения, а не уничтожения. Сенсационные появления подлинной иконы иногда появляются в прессе, но никаких доказательств нет.
Если найдется настоящая, то определить ее подлинность будет не сложно. Благодаря сыщику А.Ф.Кошко был описан очень подробный список трещинок, царапин, сколов с иконы, со слов монахинь, которые десятилетиями видели ее каждый день и часами молились за процветание земли русской. Служители церкви в большинстве своем верят, что случится чудо и образ Матери Божий будет найден . А вы как думаете?