Найти в Дзене
Путь и текст

Замки Азербайджана. Башни в Мардакянах

Апшеронский полуостров в Азербайджане известен своими средневековыми замками. К настоящему времени здесь сохранилось пять практически целых замков (один, в поселке Гала был реконструирован). Все эти сооружения строились по одному плану - основой каждого укрепления была высокая башня, которая дополнительно защищалась прямоугольником стен. Часто эти апшеронские замки называют просто башнями, ибо пока нет доказательств, что все они имели внешние стены. Несомненно, что и знаменитая Девичья башня в Баку имеет общее происхождение со всеми остальными подобными башнями полуострова. На данный момент известно о существовании примерно 25 подобных башен на Апшероне. Большинство их уже давно исчезло, но сохранились упоминания об этих строениях.

Замок в селении Мардакяны.
Замок в селении Мардакяны.

О гипотезах происхождения и назначении апшеронских башен я сделаю отдельный пост. Сейчас же предлагаю осмотреть два хорошо сохранившихся оборонительных комплекса в поселке Мардакяны расположенном на севере Апшеронского полуострова. Это селение весьма примечательно своими архитектурными памятниками, кроме замков здесь сохранилась мечеть XV века и несколько мавзолеев. При этом об истории поселения Мардакяны практически ничего неизвестно.

Надо думать, что название Мардакяны происходит от имени иранского племени мардов - мард (иран. «человек, мужчина», ср. перс. ; مرد mard, ягн. morti — от индоир. *mṛta «человек, смертный»). Отсюда же происходит известный этноним "мордва". Мардакан - Область/место мардов.
Апшеронский полуостров был настоящим заповедником древних народов, большая часть названий тамошних населенных пунктов произошла от наименований разных этносов - Кюрдаханы (от курдов), Тюркян (от тюрков), Баладжары (от хазарского племенного союза Баланджары) и т.д.
При этом, известно, что в средние века все население Апшерона говорило на иранском татском языке.
Выходец из города Баку Абд ар-Рашид аль-Бакуви в XIV веке также писал, что почти все население полуострова (особенно вне города Баку) было христианским по вероисповеданию. Он же упоминал, что все поселения Апшерона имели хорошо укрепленные цитадели:

А
бд ар-Рашид аль-Бакуви
Близ города (Баку) много селений, и каждое селение имеет укрепленную цитадель с прочными стенами. Все жители этих селений — христиане.

Нет сомнений, что Бакуви под цитаделями подразумевал именно апшеронские замки (башни), которых ранее было намного больше чем сейчас.

-2

Большая квадратная башня в Мардаканях дошла до наших дней в хорошем состоянии, хотя комплекс этого замка естественно реконструировали в советское время. Его внешние стены были построены почти с нуля, но сама башня-донжон сохранилась на всю свою высоту.

Одним из первых памятники в Мардакянах описал российский востоковед И.Н. Березин, он посетил Апшеронский полуостров в 1842 году.

Березин И.Н.
Путешествие по Закавказью и Дагестану в 1842—1845 гг.

Самая замечательная из ближних деревень и едва ли не замечательнейшая на всем Апшеронском полуострове есть Мердхан, Мердакан, Мердаханэ, или наконец Мардакент. Население ее не значительно, но здесь находится довольно изящная мечеть, построенная в 886 (1481-1482) году Халиль Уллою, и еще укрепление, построенное Мирза Мухаммед Ханом, вероятно бакинским правителем, в 1133 (1720-1721) году, как значится в арабских надписях на мечети и укреплении.

Интересно, что Березин ничего не написал по поводу второй башни в Мардакянах (ее описание чуть ниже), зато он отметил ныне не существующую крепость XVIII века. То есть в маленьком городке Мардакяны существовало аж три цитадели.
Березин сделал приблизительный перевод надписи над воротами внешней стены большого мардаканского замка.

Над воротами (замка) есть обломок камня с надписью, но она довольно нова и едва ли современна постройке самой башни; в этой надписи, дурно вырезанной, находится, по-видимому, собственное имя «Наср Эль-Музаффер ибн Табу ибн Бильарадж»

Сейчас, основательница азербайджанской школы эпиграфистики М.Нейматова читает эту надпись как:
Этот манар воздвиг амир Абу Наср Изз ал-Мулк.
Абу Али б. Бакир - да продлит Аллах его могущество.


Видимо, И.Н. Березин был прав по поводу того, что эта надпись не имела прямого отношения к замку. Ибо трактовка его башни как минарета (или маяка, араб. منارة, мана́ра — «маяк») маловероятна.
В 1853 году рядом с замком было найдено еще несколько плит с надписями, их отправили в Петербург и сейчас они находятся в Государственном Эрмитаже. Эти надписи дают дату - 1187 год и славят правителя Ширвана Ахситана Манучихра:

.
..Мудрый, государь ислама, ширваншах Ахситан б. Манучихр третий...533 год хиджры (1187 год)

На основании этой надписи сейчас большой замок в Мардакянах пытаются датировать XII веком, для чего нет особых оснований. Ведь надпись с датой была найдена рядом, она не была вмонтирована в стену цитадели. С учетом того, что здесь же были найдены надписи о строительстве неизвестного минарета (манар), нельзя однозначно утверждать, что в XII веке был возведен именно замок.

Интересно, что у входа в соседнюю мечеть Туба-шахи был найден камень опять с информацией о строительстве минарета.
Э
тот манар построен при правлении Х-д-а Б-к-а...Джавир(?).

В середине 20 века советский исследователь Е.А. Пахомов предложил классификацию замков Апшерона. По его мнению, квадратные башни этих сооружений должны были датироваться XIV веком. В то время как круглые башни должны относится к более раннему времени.

Замок имеет внутренний двор без каких-либо дополнительных строений. В этом дворе ровными рядами расположены хозяйственные ямы, выдолбленные в скальном основании. Эти ямы использовались для хранения продуктов и воды во время осады.

Двор замка в Мардакянах хранит коллекцию различных каменных артефактов, которые здешний смотритель собирал в окрестностях городка уже много лет. Многие предметы весьма интересны, например старое надгробие - по видимому с местного армянского кладбища.

Об этом надгробии смотритель поведал интересную историю, очень характерную для Азербайджана. Оно происходит с местного кладбища, которое власти разрушили 25 лет назад, посчитав, что кладбище армянское. Но нам самом деле, по мнению смотрителя замка, оно было албанским и ломать его не стоило. По поводу этой истории хочется отметить, что популярная в нынешнем Азербайджане "албанизация" истории действительно спасла очень много христианских памятников. И как минимум, можно сделать вывод, что рядом с Мардакянами еще в 90-е годы существовало армянское кладбище, так как хорошо известно, что на Апшеронском полуострове никаких албанцев никогда не было, во всяком случае науке неизвестны факты свидетельствующие о их пребывании в здешних краях. Зато многочисленное наследие связанное с армянским христианством на Апшероне хорошо задокументировано, как я писал об этом ранее.

Башня имеет пять этажей, причем каменные своды-перекрытия есть только между первым и вторым этажами, и каменный свод венчает башню наверху, там где находилась боевая площадка. Все остальные перекрытия в башне деревянные.

Деревянные перекрытия этажей сейчас уже почти разрушились, ходить здесь чрезвычайно опасно. Но я слышал, что недавно в замке начались масштабные реставрационные работы.

Вид с боевой площадки башни в сторону моря и второго замка в Мардакянах. Его башня виднеется среди домов. Когда-то эти замки стояли в пустынной безлесой местности и были хороши видны издалека.

-11

Вторая башня-замок в Мардакянах находится всего в 700 метрах от первого. Хотя, если петлять по кривым улицам поселка, может показаться что расстояние между ними более значительное.
Даже небольшие поселки на Апшероне были снабжены всеми необходимыми для средневекового города постройками. В каждом поселении было несколько бань (хаммамов), несколько мечетей, могли быть также караван-сараи, и все эти селения часто имели внешние оборонительные стены. В сущности, каждый поселок Апшеронского полуострова - это в прошлом небольшой средневековый город. Удивительно, но на Апшероне возможно сохранилось больше памятников архитектуры, чем на территории всего нынешнего Азербайджана. Те же апшеронские замки - это также феномен исключительно местной архитектуры полуострова, нигде в Азербайджане ничего похожего на них нет.

Второй малый замок в Мардакянах возможно является самым старым строением подобного типа, потому как его башня несет надпись, где засвидетельствовано его строительство в 1232 году.
Архитектор Абдулмеджид ибн Масуд построил эту крепость в правление ширваншаха Гаршаспа Фаррухзада б. Манучихра, владельцем башни был сипахсалар Исхак б. Какли.
По классификации Пахомова все круглые башни считаются наиболее ранними из сооружений такого рода. Знаменитая
Девичья башня в Баку видимо была одним из вариантов подобных круглых башен, возможно самым ранним, ибо ее принято датировать XII веком.

Этот замок существенно меньше размерами, чем замок с квадратной башней. И площадь внутреннего двора тут меньше и внешняя стена существенно ниже. Зато, эта круглая башня имеет три каменных свода перекрытий. Возможно, деревянных перекрытий в ней нет вообще.

-14

Можно предположить, что ранние круглые башни служили прежде всего для оповещения о приближающемся с моря нападении. Впоследствии, местные феодалы начали строить более вместительные квадратные цитадели. Хотя просто сигнальными вышками их назвать нельзя, тем более все сохранившиеся башни находились на определенном удалении от береговой линии - расстояние от круглой башни в Мардакянах до моря около 2,5 км по прямой.

В дальнейшем, я попробую специально разобрать проблему происхождения замков Апшерона.

-15

Читайте также о тайнах христиан Апшеронского полуострова:

Христиане средневекового Азербайджана. Зороастрийцы и армяне на Апшероне - что о них известно?