Много слов было сказано и про артистов, и про политических деятелей, про музыкантов и поэтов. Теперь хотелось бы вспомнить тех, кто создавал гениальные сооружения, формируя неповторимый облик нашего государства в целом и столицы в частности
Владимир Шухов (1853-1939)
Маленький Володя с детства проявлял тягу к конструированию. В школе он особенно преуспевал в математике и даже пришёл к собственному доказательству теоремы Пифагора. Окончив Московское техническое училище, Шухов обзаводится очень серьёзными знакомствами и начинает руководить строительством первого российского нефтепровода Балаханы-Черный город (1878). В процессе строительства Шухов разработал и реализовал первые в мире цилиндрические резервуары для хранения нефти.
Благодаря Шухову в мире появились гиперболоидные конструкции. Одному из его самых известных сооружений - Шуховской башне - я посвятил отдельную статью.
В длинном списке творений великого изобретателя можно встретить и трубчатый паровой котёл, и баржу, и даже мины. После смерти гонорары и права на все свои изобретения инженер Шухов завещал советскому государству.
Дмитрий Чечулин (1901-1981)
В советской Москве должность "главный архитектор города" звучала действительно гордо и ответственно. Руководить восстановлением облика столицы после 1945 года выпала честь Дмитрию Николаевичу Чечулину. До войны он успел поучаствовать в конкурсе на строительство Дворца Советов, проектировал вестибюли станций метро "Комсомольская" и "Киевская", определял облик Ленинского и Кутузовского проспектов, проектируя жилые дома. Наиболее известный довоенный проект Чечулина - гостиница "Пекин" на Большой Садовой, строительство которой завершилось лишь в 1958 году. На посту главного архитектора Чечулин был инициатором высотной застройки Москвы, проектировал жилой дом на Котельнической набережной и административное здание в Зарядье, которое должно было стать восьмым сталинским небоскребом. Некоторые из работ Чечулина мы можем теперь увидеть лишь на фотографиях. Это гостиница "Россия", возведенная на фундаменте административного здания в Зарядье, и открытый бассейн "Москва", который был построен на месте взорванного храма Христа Спасителя. Последней работой архитектора стало проектирование и строительство Дома Советов РСФСР (Дом правительства РФ, Белый дом).
Владимир Вахуркин (1891-1965)
Сейчас сложно представить Москву без её великолепных мостов. Над созданием некоторых из них трудился инженер Вахуркин. Его работы - сооруженные в 1938 году Большой Устьинский мост у впадения Яузы в Москву-реку и Большой Краснохолмский мост. Осенью 1941 года на Большой Устьинский мост немецкой авиацией была сброшена мощная бомба, но, благодаря прочной конструкции, сооружение выдержало удар.
Николай Никитин (1907-1973)
Одного взгляда на надгробие Никитина достаточно, чтобы понять, какой вклад сделал архитектор из далёкой Сибири. Но начнём по порядку. Свою трудовую карьеру Николай Васильевич начал в Новосибирске. Первым его проектом стало четырёхэтажное здание общежития. Казалось бы, ничего особенного, но это здание стало первым в стране, построенным из сборного железобетона. В 1937 году Никитин приехал в Москву. Там его пригласили участвовать в проектировании Дворца Советов. После войны архитектор работал над проектами здания Московского университета на Воробьевых горах, центрального стадиона в Лужниках, монумента "Родина-мать" в Волгограде.
Но все же главным его детищем стала Останкинская телебашня. Именно Никитин предложил выполнить башню из бетона, что стало для многих полной неожиданностью. Тем не менее, его проект утвердили, а самого инженера назначили главным конструктором башни. Со своими задачами он успешно справился, и в 1967 году с башни был запущен первый телевизионный сигнал.
Последним захоронением, которое я планировал посетить, была могила Лавра Проскурякова (1858-1926), крупнейшего инженера-мостостроителя. Им был спроектирован первый железнодорожный мост через Енисей, построенный в 1899 году. Модель Красноярского моста удостоилась Гран-при и золотой медали на Всемирной выставке в Париже, жюри возглавлял знаменитый французский инженер Эйфель. Американцами мост был признан одним из наиболее выдающихся архитектурных сооружений России. В 2007 году мост был разобран и сдан на металлолом.
Также Проскуряков стал автором проектов железнодорожных мостов через Оку, Волхов, Волгу, Днепр и другие реки. Хабаровский мост Проскурякова через реку Амур, совмещающий автомобильное железнодорожное движение, называют не иначе как "Амурским чудом". Он изображён на 5000-й купюре Банка России.
Зная участок захоронения Проскурякова, я долго не мог обнаружить его могилу. Спустя время мне все же удалось это сделать.
Дело было уже к вечеру, и кладбище закрывалось, но оставить могилу выдающегося инженера в таком виде просто не позволяла совесть. Вооружившись веерными граблями и мешками для мусора, я очистил от сорняков скромный памятник.
С Новодевичьего я уходил с чувством некоторого удовлетворения. Может быть теперь посетители обратят внимание на могилку и вспомнят Человека с большой буквы, который упорно трудился во благо народа и повышал престиж своей страны.
А я в следующее своё посещение кладбища постараюсь напомнить людям о достижениях Проскурякова.
Спасибо за внимание!