Найти в Дзене
IngoDance

Как строится образ в балете? Секреты звездного художника по костюмам

Оглавление

Художник по костюмам из Великобритании создала образы для персонажей двух громких премьер этого года — балетов «Орландо» и «Чайка» в Большом театре. Знакомимся ближе с ней и ее принципами работы.

Универсальный художник

Эмма Райотт — бакалавр в сфере театрального дизайна. Она окончила один из крупнейших университетов Великобритании Nottingham Trent University, где изучала декорации и дизайн костюмов. Уже долгое время востребована в качестве художника по сценическим образам не только в театрах Британии, но и за рубежом. Она создавала костюмы для оперных, балетных и драматических постановок для Английской национальной оперы, Королевской шекспировской труппы, Королевского национального театра в Лондоне, Театре ан дер Вин, Дрезденской государственной оперы, Немецкой оперы в Берлине, Метрополитен-оперы в Нью-Йорке и Бродвея.

Также имя Эммы Райотт знакомо зрителям ежегодного новогоднего концерта Венского филармонического оркестра. В 2016 и 2020 годах она готовила костюмы для балетной части праздничной программы.

Впрочем, она не ограничивается лишь созданием образов для артистов и часто выступает в качестве сценографа, как это было в балете «Золушка» — постановке английского хореографа Дэвида Бинтли для труппы Финской национальной оперы в 2018 году.

Несколько престижных наград подтверждают статус Райотт в сфере сценического дизайна. В 2014 году она получила бостонскую театральную премию Эллиота Нортона за выдающийся дизайн в Большом театре (постановка «Робин Гуд») и стала лауреатом премии Австрийского музыкального театра «Золотой Шиканедер» за лучшую постановку («Художник Матисс»).

В 2020 году она стала номинантом датской театральной премии Reumert Prize за лучшую новую оперную постановку, а также лауреатом премии Копенгагена в области культуры в номинации «Лучшая новая оперная постановка» («Богема» Джакомо Пуччини).

Вместе с Кристианом Шпуком Райотт работала над балетом «Орландо», премьера которого состоялась в Большом театре в марте этого года. Ее сотрудничество с «командой Шпука» длится несколько лет: Эмма принимала участие во многих постановках в США и Канаде.

В интервью телеканалу «Россия. Культура» Эмма рассказала о своем методе работы с балетмейстером на примере коллабораций со Шпуком:

«Мы обсуждаем характер костюмов и до репетиции, и потом, по ходу, меняем решения».

Принципы работы и успеха

Основополагающий художественный принцип Райотт: главное — в деталях. Она одевает персонажей так, что отдельный элемент костюма становится отражением эпохи, носителем смысла. Этот прием художник использовала при работе над балетом «Орландо», добавляя к образу персонажа гофрированный воротник-раф или брючный костюм. Эмма Райотт мастерски миксует исторические детали одежды с современными. По ее словам, «в ушедших эпохах люди выглядели довольно вычурно».

Она умело работает с классикой: российские зрители уже могли в этом убедиться, когда в 2016 году на сцене Музыкального театра имени Станиславского состоялась премьера балетной постановки «Анна Каренина». Эта постановка — еще один результат совместной работы англичанки с Кристианом Шпуком.

Райотт тонко выстраивает визуальный баланс постановки:

«Балет — это искусство движения. Если и костюмы, и декорации будут яркими, пестрыми — это будет невыносимое мелькание. Общая картина будет сильно перегружена».

Рассказывая основателю и редактору Balletloversblog.com Эви Хок о постановке «Реквиема» Верди для Цюрихского балета, художник по костюмам сформулировала еще один важный принцип работы над образами балетных артистов:

«Ключевая задача — убедиться, что танцоры могут свободно двигаться… Важно плавно работать с музыкой и хореографом, уметь адаптироваться».

Процесс дизайна костюмов Эмма Райотт делит на несколько этапов:

  • согласование дизайна с хореографом
  • выбор тканей
  • обсуждение дизайна с командой театра
  • изготовление костюмов и их вариаций
  • проверка костюмов на сцене в соответствии с хореографией постановки
  • адаптация костюмов к постановке, внесение изменений (этот этап может длиться, пока не удастся достичь идеала)

Работа над балетом «Чайка»

Действие чеховской пьесы, послужившей первоисточником для нового балета «Чайка», происходит в конце XIX века. Как будут выглядеть персонажи постановки на сцене Большого — увидим совсем скоро. Очевидно, что процесс создания этих образов захватил художника, ведь, отвечая на вопрос о любимом герое, которого ей когда-либо довелось «одевать», Эмма Райотт сказала:

«Каждый раз, когда ты делаешь новую работу, ты делаешь ее с таким энтузиазмом, что, кажется, нет ничего важнее».

В своем аккаунте в Instagram Эмма делится московскими пейзажами и впечатлениями от России, а также показывает театральное закулисье и детали творческого процесса. Художника завораживают российская архитектура и величественная красота Большого театра. Уверены, что и эти эмоции непременно найдут отражение в визуальных образах скорой премьеры.