Найти тему
Психолог из детсада

Два необходимых шага для успешной адаптации ребенка к детскому саду. С примерами из практики

Оглавление

Уважаемые читатели авторского канала «Психолог из детсада», июнь – адаптационный месяц в детском саду. Это в школе все начинается с первого сентября. В детский сад новые дети приходят с начала лета. Поэтому большинство публикаций в этом месяце посвящаю проблемам адаптации.

Предлагаю рассмотреть два важных шага, которые обязательно нужно учесть, чтобы ребенку было легче и интереснее входить в мир дошкольного детства. Необходимость этих шагов подтверждаю примерами из практики.

Шаг 1. Поступающий в детский сад ребенок уже живёт в режиме, близком к режиму детского сада

То есть он просыпается в одно и то же время, около 7.00. Полноценно завтракает. В списке его дел есть настольные игры и игры на ковре, прогулка, обед (с первым, вторым блюдом, хлебом и компотом), дневной сон, полдник и еще одна прогулка. И так из-за дня в день. Иначе это нельзя будет назвать режимом.

Опытные воспитатели знают: вошёл ребенок в режим детского сада: хорошо ест, крепко спит днём, увлеченно играет на ковре и на улице в песочнице, значит, считай, уже адаптировался.

Может плакать по утрам, при расставании с мамой, но целый день чувствует себя отлично. Потому что последовательность режимных моментов – это предсказуемость, снимающая тревогу в новой среде.

Насколько малыши привыкают к режиму в детском саду, будет понятно из одного курьёзного случая.

Не вовремя пришли с прогулки

Однажды мы с малышами зашли на целый час раньше с прогулки в первую половину дня. Погода резко испортилась. Оказалось, что наша няня отпросилась у заведующей в больницу и планировала подойти именно через час.

Чтобы дети без просмотра ничего не натворили в группе, переобувая в раздевалке каждого, даю инструкцию:

– Проходи в группу, садись на стульчик и сиди как мышонок в норке. Скоро придет кот (есть у нас игрушечный герой Кот Компот), мы с ним поиграем.

Разувая 20-го, 21-го, 22-го ребенка, прислушиваюсь, понимаю, что в группе тишина. Неужели и, правда, все сидят как мышки?

Захожу с последними детками в группу и …теряю дар речи. Большинство детей разделись, аккуратно развесили шортики, футболки и улеглись в кроватки.

Получается, у них сработал условный рефлекс – после прогулки бывает дневной сон.

Скорее всего, раздеваться начал кто-то из тех, кто первый вошёл в группу. Проигнорировав инструкцию про мышек и Кота Компота. Остальные действовали по подражанию. То, что после прогулки есть еще и обед, крохи тоже во внимание не приняли.

Шаг 2. К детскому саду должны быть готовы родители

Что это значит, объясню на примере. Из недавнего разговора коллег-воспитателей выясняется, что в одной из младших групп по утрам периодически плачет мальчик.

Если мальчика приводит папа, он без всяких слез заходит в группу. Но если он пришел с мамой, она так долго, нежно и трогательно с ним прощается, что оба, в итоге, расстаются в слезах и малыш ещё долго не может успокоиться.

– Ясно, – делает вывод опытная коллега, – мама не адаптирована к детскому саду. Не может принять того факта, что малыш может с ней спокойно расстаться и пойти играть с другими детьми.

Такая фраза может служить открытием для многих родителей. Ребенок действительно может спокойно шагнуть в группу к сверстникам, если вы сами не видите трагедии в том, что ваше чадо отрывается от вас.

Почему ты по мне не скучал

Еще как-то наблюдала такую сцену. Мама приходит вечером за малышом в детский сад, а он так заигрался, что не хочет уходить. Не слышит ее уговоров и отмахивается от протянутой к нему маминой руки. Мама всерьез обиделась. И выговаривала сыну, переобувая его в раздевалке:

– Я думала ты мне обрадуешься, навстречу побежишь. А ты меня даже не слышишь. Наверное, и не скучал по мне за день?

Малыш, переполненный впечатлениями от интересной игры с ребятами, даже не слышит маминых слов и не понимает ее настроения.

В детском саду много интересного. Часто бывает не до скуки
В детском саду много интересного. Часто бывает не до скуки

А ей бы в пору радоваться, что адаптация проходит успешно.

Не нужно думать, что новый мир ребенка разрывает диаду «мать-дитя». Вы по прежнему для вашего ребенка самый дорогой человек. Но не нужно лишний раз зацикливаться на расставании.

Просто в мир ребенка входят новые игры, новые интересы, люди. И если вы видите, что ребенок рад этому – радуйтесь вместе с ним. В итоге это сблизит вас ещё больше.

Советы, рекомендации канала собраны здесь: #консультации психолога из детсада

Успехов вам и вашим деткам.

Ваш Психолог из детсада