Режиссеры кинофильмов нередко вдохновляются произведениями искусства. Иногда многие картины или отсылки к ним мы можем видеть в самих лентах, но зачастую эти скрытые параллели становятся частью сюжета, создавая определенный образ. "Краснодарские известия" собрали небольшую подборку фильмов, вдохновленные знаменитыми произведениями искусства.
Рене Магритт в «Твин Пиксе» Дэвида Линча
В культовом телесериале «Твин Пикс» размышлений над образами более чем достаточно, особенно любителем живописи. Свой путь в искусство режиссер сериала начал в качестве художника. В число его любимых художников входят Эдвард Хоппер, Рене Магритт, Френсис Бэкон, аллюзии на которых он нередко использует в своих фильмах.
Но остановимся на одном из художников, вдохновивших режиссера – Рене Магритте. На протяжении просмотра сериала не покидает чувство, что все происходящие вы уже где-то видели, а все герои кажутся смутно знакомыми. Так, например, образ героини Лоры Палмер был словно подобран под картину «Невежественная фея», а образ Одри Хорн очень похож на «Портрет Стефи Лангю», но истинному гению вдохновиться недостаточно. Кроме формы нужно создать еще и глубокое содержание. Так и появился Дейл Купер – главный герой сериала, образ которого очень напоминает сюжеты многих магриттовских картин. «Твин Пикс» представляет собой ожившие полотна, в которых смешались реализм, абстракцию и сюрреализм, но сам Линч говорит о том, что не для всего нужно находить логическое объяснение, достаточно просто чувствовать и наслаждаться.
Наполеон Бонапарт в «Марии Антуанетте» Софии Копполы
Режиссерский стиль Софии Копполы всегда можно узнать по длинным кадрам, коротким диалогам, нежным и чувственным героиням, и, конечно же, непередаваемой эстетике Копполовских кинокартин. В своих фильмах режиссерка делает ставку на визуальное сопровождение своих работ. София Коппола долгое время работала дизайнером, снимала обложки для глянца и сейчас она продолжает сотрудничать со многими модными домами, поэтому эстетика кадра и внимание к деталям– одна из отличительных черт работ Копполы.
При создании волнующих картин с прекрасным визуалом, не вдохновиться произведениями искусства просто невозможно и в своей кинокартине «Мария Антуанетта», рассказывающей нам о жизни королевы Франции во дворце, Коппола обратилась к великому. Сцена, где любовник королевы на поле сражения повторяет картину Жака Луи Давида «Бонапарт на перевале Сен-Бернар». Когда зритель видит этот образ, всего на минуту появляющийся на экранах, он понимает, что герой уже не вернется с войны.
Образ Офелии в Триеровской «Меланхолии»
Ларс фон Триер - один из самых спорных деятелей современного кинематографа. Его картины сложны для понимания, образы гротескны, жестоки и возмутительны. Несмотря на это, его картины– огромное исследование человеческой природы, психологии и влияния подсознательного на общее.
Очень часто в картинах Триера именно женщина становится «темной силой», несет в себе разрушение, распад личности. Это явно отражается в «Меланхолии» - одной из частей трилогии «Депрессия». И задачей Триера было внедрить картину, которая отражает настроение фильма, но и позволяет глубже понять персонажа, предугадать дальнейшее развитие сюжета. В «Меланхолии» Триер вообще много вдохновлялся картинами прерафаэлитов, это явно читается в цветокоррекции фильма и статичных кадрах.
Основной визуальной метафорой является кадр, где героиня Жюстин, подобно Офелии с картины Джона Милле, лежит в реке с букетом и отрешенно смотрит сквозь камеру. Образ показывает, что после бесконечных страданий, у Триеровской героини уже нет сил бороться, планета скоро умрет, и всех настигнет забвение.
Данте и Вергилий в аду Ларса фон Триера
Кинокартина «Дом, который построил Джек», вышедшая в 2018 году известна не только своим скандальным создателем, но еще и тем, что ее очень сложно досмотреть до конца. Многие зрители и кинокритики просто выходили из зала во время показа сцен, полных животной жестокости.
Герой фильма, серийный убийца Джек, относится к своим фильмам как к произведению искусства, структура фильма строится на 5 частях, повествующих об убийствах Джека, и эпилоге, который является прямой отсылкой к Божественной комедии не только сюжетно, но и визуально. За основу образов Триер взял картину Эжен Делакруа «Ладья Данте».