Найти тему
Православная Жизнь

Что такое душа по представлению святого Луки Войно-Ясенецкого

Оглавление
Человеческую душу на иконах изображают в образе младенца
Человеческую душу на иконах изображают в образе младенца

В своем труде «Дух, душа и тело» знаменитый хирург и святой праведный Лука Войно-Ясенецкий пристально рассматривает такое явление как душа.

Он рассуждает с двух точек зрения: богословской и биологической. Как практикующий врач, он, конечно, особенно, внимательно разбирает вопрос о взаимоотношении души и тела, как священник – вопрос о влиянии духа на душу.

Так что же такое душа, по его мнению?

Душа животных – совокупность чувственного опыта, обработанная сознанием

Чтобы приблизиться к сущности человеческой души, Лука Войно-Ясенецкий начинает с рассмотрения души животных.

Он понимает ее как нечто, объединенное сознанием, и складывающееся из ежедневных восприятий, чувств, воспоминаний, опыта, физических ощущений.

Душа человека гораздо больше сознания и чувственного опыта

А вот душа человека – явление гораздо более высокого и сложного порядка.

Кроме переработки нашего ежесекундного восприятия всеми органами чувств, ощущений, багажа воспоминаний, кроме сознания и результатов мыслительной деятельности, душа человека обладает свойством приобретать дары духа. Но она так же способна подвергаться влиянию разрушительных, бесовских сил.

Важно! Духовность души – особое состояние человека, не все люди обладают таким наполнением своей души.

Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности.
Есть люди духовные по апостолу Павлу (1 Кор. 2, 14). Есть, как мы говорили, люди – скоты, люди – трава, есть и люди – ангелы. Первые мало чем отличаются от скотов, ибо духовность их очень низка, а последние приближаются к бесплотным духам, у которых нет ни тела, ни души. (Цитата из «Дух, душа, тело», св. Луки Войно-Ясенецкого)
Души праведных в руце Божией
Души праведных в руце Божией

Поэтому так часто можно встретить людей и добрых, и правильных, душевных, но не духовных.

Нами управляют чувства: все хорошо, сытно – настроение хорошее, «благостное» и так не хочется нарушать спокойствие восхождением на свою Голгофу вместе со Христом.

Мы все в основном люди душевные, а чтобы приобрести дары и плоды Духа Святого, надо трудиться всю жизнь.

Дух и душа едины в человеке

В Священном Писании душа часто упоминается как синоним жизни: «Хлеб их – для души их» (Ос. 9,4). Не умирает только духовная часть человеческой души.

«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его». (Еккл. 12:7)

Только те части нашей души, которые связаны с нашей духовной жизнью будут жить в вечности, но важно помнить то, что можно приобретать и качества совершенно противоположные Святому Духу. В этом вся свобода человека, дарованная Господом.

Важно! Наше осознание самих себя – самосознание – есть явление духа, а не ума.