В 1909 году на восточной окраине Российской империи была воссоздана Камчатская область. Население огромной территории в 1 143 410 вёрст² (это две Австро-Венгерских империи) составляло всего 37 300 человек. Контролировать такие просторы в северных краях местному губернатору чисто физически было непросто, самолетов и вертолетов тогда не было. Самый удобный транспорт в этих краях был морским.
Губернатор Камчатки заказал на санкт-петербургской Охтинской верфи ("Wm. Crichton and Co.-Okhta", «Крейтон и К°») яхту. Спущенная на воду в октябре 1910 года яхта получила имя в честь руководителя обороны Петропавловска-Камчатского в Крымскую войну 1853-1856 годов адмирала В.С. Завойко- «Адмирал Завойко». По данным реестра водного транспорта судно было достроено в августе 1911 года.
Парусно-паровая яхта использовалась в качестве посыльного судна губернатора Камчатки.
Судно водоизмещением 650 или 700 тонн имело 43,5 метра в длину и 8,5 метра в ширину с осадкой 4 метра. На корабле использовалась паровая машина тройного расширения в 600 л.с. или 550 л.с., максимальная скорость 9 или 11,5 узлов при дальности 2500 или 3500 миль. Данные не совпадают в разных источниках. Яхта могла выполнять походы во льдах, у нее был укрепленный форштевень и утолщенная обшивка носовой части.
В начале Первой мировой войны яхту из Петропавловска перевели во Владивосток в состав Военного министерства. По неподтвержденным сведениям яхта тогда была вооружена двумя 57 мм пушками.
После революции и гражданской войны корабль удалось сохранить в России. Так как большинство кораблей российского флота адмирал Старк увел из Владивостока и продал в зарубежных портах, бывшей яхте пришлось стать сторожевым кораблем для охраны российских промыслов от обнаглевших за время интервенции иностранных браконьеров.
СКР получил более серьезное вооружение и был переименован в «Кра́сный вы́мпел». Ныне это старейший корабль Тихоокеанского флота, один из пяти дореволюционных кораблей-музеев в России
«Красный вымпел» (до 24.05.1923 «Адмирал Завойко»). Судоверфь завода «В:мъ Крейтонъ и Ко.» (Санкт-Петербург). Спущен на воду октябрь 1910 года. Выведен из состава флота 11 марта 1958. Корабль-музей с 1958 года. Объект культурного наследия России регионального значения
Водоизмещение 650 тонн. Длина 43,5 м. Ширина 8,5 м. Осадка 4 м
Двигатели - Паровая машина тройного расширения, один цилиндрический огнетрубный котёл, 600 л. с. Движитель 1. Скорость хода 9 узлов. Дальность плавания 2500 морских миль. Экипаж 57 человек
Вооружение-4 (4 × 1)× 75-мм орудия, 4 (4 × 1) 7,62-мм пулемёта Максим.
Двухмачтовая яхта имела клепаный корпус, разделенный на 7 водонепроницаемых отсеков, с острым ледорезным носом с укрепленным клиперским форштевнем. В носовой части обшивка была толще для преодоления льдов. На шторм-деке располагалась небольшая двухъярусная рубка, за ней находились дымовая труба и дифлекторы. Мачты могли нести паруса, на фок-мачте размещались прожекторная площадка с прожектором и марсовая площадка. Под шторм-деком была еще одна палуба для помещений пассажиров и администрации.
Водоизмещение яхты 650 тонн, длина с бушпритом составляла 58,6 метра, между перпендикулярами - 43,5 метра. Одновинтовая силовая установка, паровая машина тройного расширения и цилиндрический огнетрубный котел, в 600 л.с. позволяла иметь скорость 9 узлов. Запас угля 180 тонн обеспечивал дальность плавания до 2 500 миль. На яхте был установлен беспроволочный телеграф, который обеспечивал связь с Петропавловском и кораблями в море.
Корабль нес моторный катер и три шлюпки (по другим данным две шлюпки на бортовых шлюп-балках на корме). Использовался якорь Инглефильда.
Яхта изначально была не вооружена. После революции в 1921 году яхта «Адмирал Завойко» получила одну 40 мм пушку, вольнонаемная команда была заменена военнослужащими и поднят военно-морской флаг. Командиром корабля был назначен бывший командир гидрографического судна «Таймыр» Александр Иванович Клюсс.
24 мая 1923 года корабль был переименован в «Красный вымпел» и переклассифицирован в сторожевые корабли. В апреле 1924 года корабль прошел перевооружение на четыре 75-мм орудия Канэ, два в носу и два в корме. Орудия защищались специальными броневыми щитами толщиной 25 мм. Для защиты с воздуха в апреле 1924 года поставили четыре 7,62-мм пулемета Максим. По другим данным с 1921 года стоял 40 мм зенитный «виккерс», который заменили на два «максима»уже в 30-х.
Общая численность экипажа составляла 57 человек.
В 1980 году корабль прошел реставрацию на Дальзаводе: было заменено 80% металлоконструкций (палуба, обшивка подводного борта, дымовая труба, мачты и т.д.). На наружную обшивку была наложена стальная рубашка толщиной 10-12мм.
Губернатор использовал яхту как посыльное и пассажирское судно. С ее прибытием на Камчатку стали возможны регулярные обследования побережья, однако для снабжения постов и отдаленных селений маловат был трюм-всего на 30 тонн груза.
"Для нужд камчатской администрации, по мнению моему, необходимо иметь пароход более значительного тоннажа", — указывал губернатор области действительный статский советник Н. В. Мономахов.
С началом мировой войны судно перешло в распоряжение Военного ведомства. В сентябре 1916 года «Адмирал Завойко» совершил поход в Голыгино и доставил туда областного врачебного инспектора. 9 октября 1916 года корабль привез в Асачу с прибывшую из Петрограда экспедицию министерства земледелия и землеустройства во главе с С. В. Керцели.
25 октября 1916 года яхта пришла на зимнюю стоянку во Владивосток. Летом 1917 года «Адмирал Завойко» работал на западном побережье. 29 июля корабль с продовольствием ушел в рейс на Командоры, в Карагу, Уку и Кичигу. Рейс завершился 16 августа.
7 сентября 1917 года «Адмирал Завойко» вышел из Петропавловска на западный берег Камчатки и охотское побережье. 23 сентября 1917 года корабль пришел в Охотск, затем ушел на зимнюю стоянку.
29 ноября 1917 года экипаж яхты перешел на сторону Советской власти одним из первых на Дальнем Востоке. В июне 1918 года во Владивостоке корабль был захвачен белогвардейцами и японцами. В январе 1921 года корабль был отбит войсками Народно-Революционной Армии Дальневосточной Республики (ДВР).
8 апреля 1921 года «Адмирала Завойко» вошел в состав Сибирской военной флотилии в качестве посыльного судна. Экипаж яхты был сформирован из военных моряков, командиром был назначен бывший офицер русского флота А.И. Клюсс. Корабль вооружили одним 40-мм орудием. Первым заданием стала доставка партизанам Камчатского военно-революционного комитета оружия и боеприпасов для борьбы с белыми и японскими оккупантами.
Контрреволюционный переворот во Владивостоке в мае 1921 года застал «Адмирал Завойко» в Петропавловске-Камчатском. Экипаж принял решение скрытно уйти в Шанхай, где корабль провел почти два года, пока белые в октябре 1922 года не сбежали из Владивостока. Скромное посыльное судно с одной 40 мм пушкой не только отбило за это время несколько попыток захвата белогвардейскими бандами, но и несла охрану нескольких пароходов Добровольного флота.
24 января 1923 на корабле был спущен Андреевский флаг и поднят кормовой военный флаг РСФСР. Через два месяца корабль прибыл во Владивосток и вошел в состав Морских Сил Дальнего Востока.
24 мая 1923 года посыльное судно «Адмирал Завойко» было переклассифицировано в сторожевой корабль и переименовано в «Красный вымпел» приказом РВСР от 24 мая 1923 г. № 1087/282.
Уже после официального завершения гражданской войны и воссоединения ДВР с РСФСР войска РККА продолжали уничтожать отдельные отряды белогвардейцев, пытавшихся заново разжечь братоубийственную войну. В 1924-1925 годах СКР «Красный вымпел» активно участвовал в добивании остатков белых на побережье Охотского и Берингова морей, в ликвидации банд в Аянском районе, перевозил раненых, служил штабным кораблем.
В 1926 корабль произвел буксировку с Сахалина на Амур судов российской речной флотилии, уведённых на остров японскими интервентами при оккупации. Они стали основой для будущей Краснознамённой Амурской Флотилии.
В 1928-1931 годах «Красный вымпел» принимал участие в различных гидрографических экспедициях по побережью Дальнего Востока. В 1929 году корабль занимался оборудованием посадочных пунктов на островах Беринга и Атту, на Командорских островах для перелёта гидросамолёта «Страна Советов» по маршруту Москва — Нью-Йорк через Сибирь и Тихий океан.
В 1932 году «Красный вымпел» стал одним из первых кораблей вновь созданного Тихоокеанского флота. В предвоенные годы сторожевой корабль использовался как учебное судно для морской и штурманской практики курсантов Тихоокеанского высшего военно-морского училища.
11 января 1935 г. Морские силы Дальнего Востока были переименованы в Тихоокеанский флот (ТОФ). «Красный вымпел» стал его первым кораблём.
Во время Великой Отечественной войны «Красный Вымпел» занимался прокладкой подводных кабелей, обеспечивал стоянки подводных лодок на отдаленных не оборудованных рейдах и боевые операции кораблей на Тихом океане.
В октябре 1944 года его переоборудовали в контрольную гидроакустическую станцию. После войны за выполнение заданий по обнаружению вражеских мин и разработку способов их траления 23 члена экипажа корабля были награждены орденами и медалями.
11 марта 1958 года корабль поставили на вечную стоянку в бухте Золотой Рог и превратили в мемориальный корабль-музей.
Однако, к 70-летнему возрасту кораблю понадобился капитальный ремонт. Реставрацию провели в 1980 году на Дальзаводе. Было заменено 80% металлоконструкций (палуба, обшивка подводного борта, дымовая труба, мачты и т.д.). На наружную обшивку наложена стальная рубашка толщиной 10-12 мм.
Следующий капитальный ремонт состоялся после векового юбилея. 24 апреля 2014 корабль-музей с Корабельной набережной во Владивостоке был переведен в док № 54 ОАО «Центр судоремонта „Дальзавод“». Планируется провести полное обследование корпуса, в том числе с помощью ультразвука. Далее корпус подлежит ремонту, особенно в подводной части, чистке от ила и моллюсков. Замена листов обшивки, электрики, шлюпбалок, магистрали пресной воды и пожарной сигнализации, частичная замена палубы и надстроек, антикоррозийная обработка.
31 июля 2014 года «Красный вымпел» вернулся на Корабельную набережную Владивостока и на нем началось оформление экспозиции музея.
Одно из родных 75-мм орудий системы Канэ с этого корабля сейчас находится в экспозиции Центрального военно-морского музея в г. Санкт-Петербург, а вместо родных Канэ на «Красном Вымпеле» сейчас установлены 120-мм орудия Круппа с укороченными стволами и с щитками. Причём всего два, а ещё два на корме просто отсутствуют.
ь
д
➤Теперь и телеграмм-канал !
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам