Нормативная база
1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный Закон от 30.12.2020 № 499-ФЗ “О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 8 Федерального закона «О национальной платежной системе», который вносит изменения в порядок использования валютными резидентами РФ иностранных электронных кошельков (платежных систем) и вводит новый термин: "Переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг". Данный термин теперь используется в в нормах ст 12 ФЗ -173, при этом, более коротко его можно сформулировать как "расчет через электронный кошелек".
На кого распространяется
Закон распространяется на валютных резидентов РФ:
- физических лиц, имеющих паспорт РФ или российский ВНЖ;
- российских юридических лиц и ИП
Большая часть изменений касается российских юридических лиц и ИП, использующих в своей предпринимательской деятельности электронные кошельки в платежных системах.
Какие бывают электронные кошельки (платежные системы)
Использование электронных кошельков становится очень удобным. "Электронный кошелек" по своей сути это программное обеспечение, которое обслуживается платежной системой. Т.е. в большинстве случаев корректно говорить "электронный кошелек в платёжной системе". Однако, в большинстве случаев, говоря, "электронный кошелек" подразумевают "платежную систему" и наоборот, поэтому для данного обзора будем считать эти термины эквивалентными друг другу.
При этом само по себе использование электронных кошельков позволяет в некоторых случаях оставаться в тени с налоговой точки зрения, именно поэтому законодательно назрела необходимость регулирования данной области.
Обращаю внимание, что новые требования относятся ТОЛЬКО к зарубежным электронных кошелькам, то есть, если у Вас имеется электронный кошелек - уточните, в первую очередь, заключен ли между Вами договор с российским юридически лицом (кошельком, платежной системой) или с иностранным. Если с российским - данные изменения в законодательстве для Вас неактуальны.
Наиболее распространенные российские электронные кошельки: Яндекс Деньги (ЮMoney), WebMoney (может быть также и иностранным!), PayPal (может быть также и иностранным!), Qiwi, RBK Money, VK Pay.
Наиболее распространенные зарубежные электронные кошельки: WebMoney, PayPal, Qiwi, RBK Money, Skrill (Moneybookers), OKPay, Perfect Money, EasyPay, PaySera, Payeer, EuroPlat, Rapida, AdvCash, EcoPayz, Papara, Liqpay, ePayments, SolidTrustPay, Advanced Cash.
Еще раз обращаю внимание, что указанный выше список электронных кошельков - ориентировочный и для точного понимания статуса кошелька необходимо проанализировать договор (или оферту, расположенную на сайте).
Требуется ли подача Уведомления о наличии электронных кошельков в платежной системе
В ч 2 ст 12 ФЗ -173 "О валютном регулировании и валютном контроле", устанавливающую обязанность по подаче Уведомлений изменения НЕ вносились, ОДНАКО, сохраняется обязательство представлять Уведомления о счетах в иных организациях финансового рынка (ИОФР), к которым возможно отнести и платежную систему (В соответствии с Информацией ФНС РФ: "Организациями финансового рынка также признаются иные организации или структуры без образования юридического лица, которые в рамках своей деятельности принимают от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.").
Некоторые занимают позицию о том, что в платежной системе открыт НЕ счет, поэтому подача уведомления не требуется и не требовалась.
С учетом того, что движение электронных средств по электронному кошельку необходимо будет отдельно представлять в налоговый орган (см ниже), считаю, что верным будет вариант подачи Уведомления об открытии электронного кошелька, если он открыт после 1 января 2021 года.
Запрет на использование электронных кошельков в целях получения оплаты за товары (работы, услуги), результаты интеллектуальной деятельности, а также по внешнеторговым контрактам и договорам займа
Данное нововведение актуально в первую очередь для российских юридических лиц и ИП, а также физических лиц-самозанятых. С 1 июля 2021 года в соответствии с ч 4 ст 12 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":
- запрещается принимать электронные деньги с электронных кошельков (платежных систем) в качестве оплаты за товары (работы, услуги), результаты интеллектуальной деятельности, за исключением расчетов через платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы;
- запрещается использование электронных кошельков (платежных систем) для переводов, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и / или по договорам займа;
Норма закона сформулирована довольно сложно, поэтому процитирую ее также здесь:
ч 4 ст 12 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" №173-ФЗ:
"Резиденты могут осуществлять переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, за исключением приема таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также операций с использованием таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и (или) договорами займа.
Положения абзаца шестого настоящей части, устанавливающие ограничения приема электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг, для переводов денежных средств без открытия банковского счета в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, не распространяются на платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы."
То есть если Вы ведете бизнес в РФ (от имени своего ИП или российского юр лица), а именно продаете товары, оказываете услуги, выполняете работы или получаете оплату за предоставленные результаты интеллектуальной деятельности, и у Вас для удобства расчетов с иностранными покупателями имеется зарубежный электронный кошелек - с 1 июля 2021 года Вам запрещается принимать на него оплату по описанным выше основаниям, т.е. запрещается использовать его в коммерческой деятельности. Ее необходимо будет принимать либо через банковский счет, либо с использованием карты платежной системы (выдаются такие карты с соблюдением регулирующих требований РФ). Вам также нельзя будет использовать электронный кошелек, чтобы заплатить иностранному поставщику или предоставить /получить займ.
Таким образом, представляется, что зарубежные электронные кошельки с 1 июля 2021 становится возможным использовать:
- юридическим лицам и ИП - для приема и расходования средств по основаниям, НЕ связанным с предпринимательской деятельностью (т.е. практически полный запрет на использование зарубежных электронных кошельков в коммерческих целях);
- физическим лицам - для покупок через интернет (т.е. совершения расходования) в иностранных магазинах, а также для приема средств, но по основаниям, НЕ связанным с предпринимательской деятельностью (например, переводы между родственниками или друзьями). Также формально физическим лицам нельзя зачислять на электронный кошелк средства от продажи чего-либо (например, автомобиля) или от даже разового оказания услуг или выполнения работ
Нами в ФНС РФ направлен запрос на разъяснение того, что покупка физическим лицом со своего иностранного электронного кошелька товаров или услуг в интернете - законная валютная операция, разрешенная к проведению через электронный кошелек и НЕ является формально внешнеторговой деятельностью для целей новых норм.
Кто вправе НЕ соблюдать порядок проведения валютных операций по электронным кошелькам
Как и в отношении требований к порядку проведения валютных операций по счетам в банках и ИОФР - требования к порядку осуществления переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, не применяются к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней - ч 8 ст 12 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" .
Юридические лица и ИП должны соблюдать порядок проведения валютных операций по электронным кошелькам во всех случаях без исключений.
Ответственность
Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 200-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" вводятся новые меры ответственности, связанные с незаконным использованием электронных кошельков. Обращаю внимание, что штрафы вступают в силу только с 1 октября 2021 года.
За использование электронного кошелька в случаях, когда это запрещено:
Осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы <...> денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц - от 20.000 до 30.000 рублей.
Появилась новая мера ответственности (новая часть статьи) за непредставление резидентом в налоговый орган Отчета о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа (подразумеваются случаи, когда отчет о движении средств по электронному кошельку не представлялся до выявления соответствующего нарушения налоговым органом):
Непредставление резидентом в налоговый орган отчета о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, если представление такого отчета является обязательным, -
влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 20% до 40% суммы средств, зачисленных на электронное средство платежа, предоставленное иностранным поставщиком платежных услуг, за отчетный период.
Остальные нарушения, связанные с просрочкой подачи нового Отчета о движении средств по электронным кошелькам и непредставлением подтверждающих документов (для юр лиц и ИП), приравняли по мерам ответственности к ответственности за несдачу отчетов о движении средств по банковским счетам и счетам в ИОФР (подразумеваются случаи, когда отчет о движении средств по электронному кошельку был представлен резидентом самостоятельно с пропуском срока, но ДО выявления соответствующего нарушения налоговым органом):
Несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг и (или) подтверждающих документов, <...> -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2.000 до 3.000 рублей; на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 рублей; на юридических лиц - от 40.000 до 50.000 рублей.
Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов не более чем на 10 дней -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц в размере от 500 до 1.000 рублей; на юридических лиц - от 5.000 до 15.000 рублей.
Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1.000 до 1.500 рублей; на должностных лиц в размере от 2.000 до 3.000 рублей; на юридических лиц - от 20.000 до 30.000 рублей.
Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов более чем на 30 дней -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2.500 до 3.000 рублей; на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 рублей; на юридических лиц - от 40.000 до 50.000 рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 20.000 рублей; на должностных лиц в размере от 30.000 до 40.000 рублей; на юридических лиц - от 400.000 до 600.000 рублей.
Новый Отчет о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг
В дополнение к Отчёту о движении денежных средств и иных активов по счета в банках и ИОФР за пределами территории РФ (ОДС) в законе появляется новая форма отчетности - Отчет о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг - абз 1 и абз 2 части 7 статьи 12 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Таким образом, если у Вас есть электронный кошелек - движение электронных средств платежа по нему необходимо отразить в Отчете о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, который в первый раз необходимо представить в ИФНС в те же сроки как и ОДС:
- для юридических лиц и ИП - за 3 квартал 2021 года - в течение 30 календарных дней с момента окончания 3-го квартала, т.е. до 30 октября 2021 (вместе с выписками по электронному кошельку, начиная с 3-го квартала 2021);
- для физических лиц - за период с 01.07.2021 по 31.12.2021 - в срок до 01 июня 2022
По состоянию на 1 июля 2021 года нет утвержденной новой формы отчета о движении электронных средства платежа. Данный обзор будет дополнен данной формой, доступной для скачивания, как только она появится.
Кто вправе НЕ подавать новую форму отчета о движении средств по электронным кошелькам (платежным системам)
- юридические лица и ИП: Вправе НЕ подавать отчет, если общая сумма средств, зачисленных на указанное электронное средство платежа, за отчетный год не превышает 600 000 рублей, или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей (абз 4 ч 7 ст 12 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле")
- физические лица: Вправе НЕ подавать отчет, если 1) общая сумма средств, зачисленных на указанное электронное средство платежа, за отчетный год не превышает 600 000 рублей, или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей ИЛИ 2) физическое лицо по итогам календарного года находилось за пределами РФ более 183 дней в году.
Как Вы видите, в отличие от Отчетов о движении денежных средств по счетам в банках и ИОФР новый вид отчета возможно НЕ подавать ТОЛЬКО исходя из суммы зачисленных на него средств без относительно страны нахождения (т.е. в том числе в случае, если электронный кошелек открыт в соответствии с законодательством страны, не имеющей автоматического обмена финансовой информации с РФ).
Возможно, первая мысль, позволяющая НЕ представлять в налоговый орган отчеты о движении средств по электронным кошелькам - сделать дробление электронных кошельков (что не представляет собой сложность), ОДНАКО, совершение по электронным кошелькам переводов в нарушение новых требований повлечет существенные штрафы в случае, если информация о наличии электронного кошелька станет известна налоговоу органу, например, из автоматического обмена финансовой информацией.
Резюме
Очевидно, что с 1 июля 2021 валютное законодательство усложнилось, таким образом, в ФЗ-173 установлены различные правила/требования для физических и юридических лиц и ИП при совершении ими валютных операций (и при совершении переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг):
- по счетам в банках за пределами территории РФ - ч 5.1. и ч 5.2. ст 12 ФЗ -173
- по счетам в иных организациях финансового рынка (ИОФР) за пределами территории РФ - абз 5 ч 4 ст 12 ФЗ -173
- по электронным кошелькам (платежным системам) - абз 6 и абз 7 ч 4 ст 12 ФЗ -173
При совершении валютных операций с использований различных счетов во избежание штрафов настоятельно рекомендуется проанализировать описанные выше нормы в каждом конкретном случае.