Польша, как и многие страны Центральной Европы, изобилует архитектурными шедеврами, где красота переплетена с историей. Королевские дворцы и особняки прошлых столетий предлагают возможность узнать захватывающие истории, которые скрыты за их стенами.
Вилянувский королевский дворец – среди таких удивительных и интригующих своей историей мест. Он расположен не в центре Варшавы, но в пределах современного города. Теперь дворец – туристическая достопримечательность, музей и место приемов различных делегаций. Но в свое время польский король и великий князь литовский Ян III Собеский не предназначал дворец под эти задачи. У короля была красивая жена, которую он очень любил, и именно для нее был возведен Вилянувский дворец.
***
Ян III Собеский (21.05.1674-17.06.1696) был весьма заметным европейским правителем XVII столетия. Его можно назвать последним великим королем своей страны, которую уже в следующем столетии ожидали новые потрясения. Военные заслуги Яна, заработанные им в войнах против Османской империи, способствовали формированию его репутации как доблестного короля Польши. 22-летнее правление короля ознаменовало период стабилизации Речи Посполитой, столь необходимой после потрясений Шведского потопа ( 1655−1660 гг.) и восстания Богдана Хмельницкого (1648 - 1654).
В качестве способного военачальника Ян снискал наибольшую славу победой над турками в битве под Веной в 1683 году. После нескольких побед противник даже прозвал Яна “Львом Лечистана” (Лечистан - древнее название Польши), а папа Урбан VIII отозвался о нем как о спасителе христианского мира.
Вилянувский дворец – замечательная память о времени правления короля Яна. Причем, эта загородная барочная резиденция стала местом переплетения и истории государства и истории личностной. Речь идет о любви короля и его жены Марии, чьи отношения достойны для воплощения в кинематографе.
В их истории любви переплетены различные моменты верности и неверности, идиллических встреч и войны, политических интриг и скандальных моментов. Но в целом их большая любовь задала тон целой эпохе.
***
Мария Казимира Луиза де ла Гранж д'Аркьен или Марысенька, как большинство польских людей и ныне именуют королеву по уменьшительной форме ее имени, была дворянкой и француженкой по происхождению. Когда-то ее дед был градоначальников Кале. Сама же Мария оказалась в Польше совсем в раннем возрасте, прибыв статусе фрейлины Марии Луизы Гонзаги, королевы Польши с 1645 по 1672 год, также француженки по происхождению, волею судьбы ставшей супругой аж двух последний польских королей династии Ваза - Владислава IV и позже его брата, Яна II Казимира.
Марысеньке было всего четыре года, когда она переехала в Польшу. В четырнадцать лет юная девушка впервые встретила Яна Собеского, одного из богатейших польских магнатов своего времени. Они очень понравились друг другу. Марысенька почувствовала, что Яну их знакомство запало в душу. Но, жизненные пути так часто не столь просты. И в данном случае взаимность чувств не переросли в скорую женитьбу. Яну и Марии пришлось пройти через ряд жизненных событий до того, как они вступили брак.
Изначально молодая Марысенька была выдана замуж за Яна “Собепана” Замойского, польского дворянина, магната, великого королевского кравчего и подчашего, военного деятеля, который вошел в историю Польши как человек, закрывший ворота родного города Замосць перед лицом шведских захватчиков.
Брак Марии и Яна Замойского нельзя назвать счастливым. Муж был неверен жене, имел много любовниц и страдал неприятной болезнью, которая в том числе привела к смерти их трех дочерей в младенчестве. Ян Замойский обычно держал свою жену подальше от себя, а барышня Марысенька томилась скукой на расстоянии, ощущая себя забытой.
Жизнь проходила в упомянутом Замосце, красивом городе на востоке Польши. В это время Ян Собеский жил в загородной резиденции неподалеку. Случилось так, что их некогда зародившиеся чувства ожили с новой силой. Они завели тайную переписку. С каждым письмом влюбленные становились все ближе друг к другу. Он называл ее “королевой сердца”, она называла его “пастухом Селадоном” - именем героя пасторальном романа “Астрея”, написанном Оноре д'Юрфе). В романе Селадон был глубоко влюблен в Астрею. “Астреей” же, разумеется, была Марысенька. Есть предположение, что Ян Собеский и Мария в итоге тайно обвенчались в кармелитской церкви, а значит, пошли на двоеженство. Но, к счастью, эта неподтвержденная церемония так и осталась главным секретом обоих влюбленных.
***
В 1665 году на 38-м году жизни скончался муж Марысеньки, Ян “Собепан” Замойский, оставив 24-летнюю Марию бездетной и чрезвычайно богатой вдовой. И вдруг Ян Собеский вместо того, чтобы почувствовать себя свободным, чтобы в конечном итоге быть с Марысенькой официально, повел себя странно. Когда все препятствия исчезли, Ян начал избегать Марии.
Разумеется, Марысеньке это очень не понравилось, но она была не из тех женщин, кто не поборется за желаемое счастье. Марысенька не без участия королевы устроила Яну “западню”. Мария Казимира решила демонстративно избегать Яна. В течение недели она показывала ему таким образом, как глубоко он ранил ее чувства. Мария была весьма последовательна и успешна в реализации замысла. Уже скоро Ян опять искал возможности засвидетельствовать Мырысеньке силу своей любви.
В конце концов молодая вдова согласилась увидеть Яна. Она назначила дату и место их встречи. Влюбленные встретились в покоях королевы. Когда Ян наконец-то свиделся с Марией, он не смог устоять перед предметом своих чувств. Ян был всецело пал жертвой очарования Марысенькой. В момент страстных поцелуев в покои вошла королева. Ситуация была изрядно неловкая, так как королева повелела соблазнителю жениться на Марысеньке безотлагательно, в ту же ночь, без всяких отговорок.
Так Яна Собеского поставила перед выбором сама королева - жениться на “опозоренной вдове” или опозорить самого себя. Он, конечно, выбрал первое. Так Ян и Мария тайно поженились, надеясь, что факт вступления в брак не будет широко известен в обществе. Но, в XVII веке новости могли распространяться со скоростью лесного пожара.
Скандал случился, когда Мария Казимира прибыла в Замосць, где она обнаружила перед собою закрытые двери. Когда она спросила стражников, знают ли они, кто она такая, они ответили: “Да, знаем. Госпожа Собеская”. Она была наказана за то, что сделала, и в итоге ей пришлось довольствоваться состоянием в 450 тысяч злотых вместо 800 тысяч как вдове первого мужа. Но на самом деле и это было огромное состояние, ведь ее новый муж был одним из самых богатых магнатов в Польше.
Марысенька оказалась отличной женой, посвятившей себя любимому мужу. Она родила ему 13 детей, четверо из которых достигли совершеннолетия. Ян Собеский был, наконец, коронован 21 мая 1674 года и произошло это не без участия Марии. Как королева Польши, Мария Казимира поддержала предложенный польско–французский союз, взамен договорившись о получении привилегий для своей семьи со стороны французского короля Людовика XIV.
***
Вилянувский дворец был построен специально для Марысеньки. Ян III Собеский купил поместье Миланов в 1677 году и лично руководил ходом строительства, наняв архитектора Августина Лоччи для проектирования и возведения одноэтажной усадьбы с четырьмя выступающими угловыми павильонами. Расположенный не так далеко от Королевского замка Старого города, эта загородная резиденция в свое время позволяла королю решать все государственные вопросы в своих стенах.
Изначально одноэтажное строение еще при Яне оказалось недостаточно просторным, и между 1681 и 1683 годами был добавлен еще один этаж, возведены две галереи с башнями. В 1686-1692 годах к центральной части дворца был пристроен еще один этаж, и в результате расширения здание приобрело вид итальянской виллы, увенчанной бельведером на главной оси.
Вилянувский дворец представляет собой характерный тип загородной резиденции в стиле барокко, построенной по принципу “entre cour et jardin” (“между двором и садом”). Архитектура дворца оригинальна и представляет собою слияние общеевропейского искусства своего времени с подчеркнуто польскими традициями. Внутри при Яне была обустроен Большой зал.
Интерьеры и экстерьеры дворца были богато украшены лепниной, скульптурой и картинами. Приемные короля и королевы, кабинет на открытом воздухе уникальны по своему воплощению. Все во дворце признано было прославлять с помощью символики и аллегории род Собеских и особенно военные триумфы короля.
С 1720 года Вилянувский дворец принадлежал княгине Эльжбете Сенявской (1666-1729), которая поручила архитектору Джованни Спаццио пристроить к дворцу боковые крылья. Впоследствии Виляновский дворец несколько раз переходил из рук в руки. В XVIII веке им владели, в свою очередь, король Август II и Изабелла Любомирская, урожденная Чарторыйская (1736-1816), а в XIX веке - семья Потоцких.
В 1805 году дворец был открыт для публики, став, таким образом, одним из первых публичных музеев в Польше. В здание были внесены лишь незначительные изменения, так что фасады и интерьеры остались в основном нетронутыми.
Пострадавший во Вторую мировую войну дворец был восстановлен, а значительная часть коллекции возвращена из Германии С 1945 года дворец и парк являются частью Национального музея Варшавы. Дворец отражает интересный период в истории страны, служа напоминанием о культуре польского государства, какой она была до несчастий XVIII века. Музей дворца является хранилищем королевского и художественного наследия страны.
Как дворец, так и Вилянувский парк стали площадками для множества культурных мероприятий и концертов. Он занимает огромное пространство вокруг дворца. Созданный во французском регулярном стиле, парк является живописным местом фонтанов и скульптуры, живописных дорожек, множеству цветов, которыми можно наслаждаться без устали. А в зимнее время года парк замечательно украшен иллюминацией.
Безусловно, детальное рассмотрение интерьеров и архитектуры в деталях, бытность дворца при каждом владельце конечно же достойны большего внимания. И все же посетителям Вилянувского дворца в большой степени памятна история его первых владельцев – короля Яна III и королевы Марысеньки.