Найти тему
Top of the Rocks

Сольная карьера битлов после распада группы - у кого она удалась лучше?

Многие верят в то, что смерть - это не конец жизни, а лишь начало нового существования. То же самое можно сказать и по поводу некоторых музыкальных групп.

Самый яркий тому пример - Битлз. После распада группы перед каждым ее участником открылись совершенно новые горизонты, и вот четыре битла, некогда связанные совместной деятельностью, пошли своей собственной дорогой, которая в конечном счете привела их к удивительно яркой, насыщенной и плодотворной сольной карьере.

И, казалось бы, сравнивать наследие битлов по-отдельности нет смысла: все парни были разными, точно таким же получилось и их творчество. Тут, скорее, уже дело вкуса и личных пристрастий слушателей. Но все же у преданных фанатов группы неизбежно возникает вопрос: у кого же из Битлз сольная карьера вышла более удачной? Кто, как показало время, проявил себя в вольном плавании самым талантливым участником некогда величайшей группы на планете?

Это действительно интересные вопросы, на которые я и предлагаю ответить, хотя в конечном итоге решать, чью из четырех сольных карьер можно считать лучшей, будет каждый для себя сам. Да и неизвестно вообще, можно ли дать на это однозначный ответ.

Я лишь отмечу, что под словом "удачная" я подразумеваю то, насколько музыкант сумел реализоваться вне контекста Битлз, что нового смог сказать миру своей музыкой. Таким образом, руководствоваться я буду не коммерческим успехом или популярностью - тут определить лидера не составит труда - а именно музыкальной, творческой составляющей наследия битлов, где уже не все так очевидно.

Джон Леннон

Из всех Битлз Джон первым осознал себя в качестве отдельного сольного музыканта. Как минимум с 1968 года он начал планомерно отдалялся от группы, что в итоге привело все знают к чему, и вовсю вкраплять в общее творчество коллектива свои личные с Йоко Оно проекты. Таковыми можно назвать, к примеру, экспериментальную "Revolution 9" с Белого альбома или же "I Want You (She's So Heavy)" с последнего альбома "Abbey Road".

-2

В том же 1968-м выходит первый полностью сторонний проект Леннона и Йоко "Unfinished Music No.1: Two Virgins", знаменитый альбом, на обложке которого влюбленные предстали обнаженными. Впрочем, полноценным началом сольной карьеры данную пластинку назвать еще нельзя - это, скорее, игры двух любителей авангарда со звуком. Последовавшее за ней продолжение "Unfinished Music No.2: Life With The Lions", а также "Wedding Album" 1969 года подтвердили основную формулу творчества Джона Леннона того периода - экспериментальность и сплошной сюрреализм. Композиции на всех трех альбомах представляли собой набор разрозненных шумов и обрывков фраз, записанных Джоном и Йоко. Так что по большей части это попытка сбежать от стандартных схем построения песен Битлз, нежели желание создать что-то новое.

Однако затем на смену экспериментальному периоду, приходит период, когда Леннон будет яростнее всего выражать свои взгляды в музыке, период его наибольшей политической активности, которым можно характеризовать все сольное творчество Леннона начала 70-х. Уже в 1969 году выходит полу-сольная "Ballad of John and Yoko" (в записи участвовали лишь Джон и Пол Маккартни), а также "Give Peace a Chance" - первый сольный сингл Джона, направленный против войны во Вьетнаме и записанный во время знаменитой постельной акции протеста.

Очевидно, вся сольная карьера Джона была больше направлена не на создание музыки, а на социальные высказывания, передачу определенных идей. И в этом, как мне кажется, среди остальных битлов ему не было равных. Может, творчество Леннона объективно и не было лучшим среди всех, но, во всяком случае, получилось самым ярким и контрастным, интересным с идейной точки зрения, что было обусловлено самой его жизнью и мировоззрением.

Чего только стоит альбом "Imagine" 1971 года - пик политической активности Леннона, выраженной в музыке - а также одноименный манифест мира и любви. Это, бесспорно, знаковое произведение как в карьере Джона, так и во всем пост-битловском наследии. Ни одна работа других битлов, по моему, не приковывала к себе столь много внимания и не вызывала столь сильный резонанс.

Или же первый по-настоящему сольный альбом Джона - "John Lennon/Plastic Ono Band" 1970 года. Политики в нем не так много, зато пластинка получилась очень личной: на ней Леннон делится болью по поводу утраты матери в "Mother", мыслями о любви в "Love" и рефлексией по поводу распада Битлз в "God", в которой он заявляет, что больше не верит в группу. В общем, великолепная работа, однозначно в числе лучших среди всего наследия битлов по-отдельности. И никак не портит ее даже аскетическое музыкальное обрамление, в котором Леннон переходит с привычной гитары на фортепиано.

"John Lennon/Plastic Ono Band", 1970
"John Lennon/Plastic Ono Band", 1970

Начало 70-х оказалось для Джона очень плодотворным периодом, однако вскоре в его творчестве наметился спад. В жизни музыканта одна за другой стали появляться неприятности: переезд в США и отказ американских властей давать ему официальное право на проживание, расставание с Йоко Оно, которое в общей сложности длилось год. В результате новые альбомы Леннона "Some Time In New York City" (1972), "Mind Games" (1973) и "Walls And Bridges" (1974) уже не имели силы его первых работ.

Джон Леннон вместе с Йоко Оно и сыном в 1976 году
Джон Леннон вместе с Йоко Оно и сыном в 1976 году

В 1975 Джон вообще выпустил сборник старых рок-н-роллов, исполняемых Битлз на заре их карьеры, а после заявил, что уходит из музыки. Следующие 5 лет Леннон вел почти затворнический образ жизни, занимаясь в основном своим сыном Шоном и заботами по дому вроде приготовления печенья.

Но в 1980 году Джон Леннон вернулся, выпустив альбом "Double Fantasy", который вдохнул в его музыку новую творческую энергию. Правда длился период подъема недолго: 8 декабря того же года жизнь главного битла оборвалась, что лишило нас возможности узнать, как развивалась бы его сольная карьера в будущем.

Пол Маккартни

Центральное место в творчестве Пола Маккартни занимает группа Wings, без которой рассмотреть его сольную карьеру уж никак не получится. Маккартни так и не смог до конца почувствовать себя отдельным музыкантом, он всегда был прежде всего командным игроком. Даже свой первый сольный альбом он выпустил в 1970 году последним из битлов, даже после Ринго. А записав еще один сольник "Ram" в 1971-м, вовсе сколотил собственную группу и принялся выпускать пластинки с ней.

Пол Маккартни и группа Wings
Пол Маккартни и группа Wings

Wings стала для Пола своего рода заменой Битлз, в которой он также пытался ввести принципы демократизма. Маккартни острее всех переживал по поводу распада Битлз, говорил, что первое время чувствовал себя полностью опустошенным. Ему была нужна команда, точно воздух необходимы были живые выступления, как в старые добрые времена. Не случайно после образования Wings Маккартни выступал вместе с ней по различным университетам и маленьким клубам, чтобы сыграться на сцене с остальными участниками, как это когда-то сделали Битлз.

И в чем дело. Творчество Маккартни в рамках Wings, наверное, вышло максимально приближенным к творчеству Битлз. Такой альбом как "Band On The Run" 1973 года, наиболее известная и коммерчески успешная работа Wings, буквально дышит последними пластинками Битлз 1968-1969 годов. Одну из ключевых ролей Пол играл и там, и там, поэтому неудивительно что так произошло. Необыкновенный талант мелодиста Маккартни никуда не делся и был бережно перенесен в его новые работы.

Paul McCartney & Wings, "Band On The Run", 1973
Paul McCartney & Wings, "Band On The Run", 1973

Хотя близки по духу Битлз и первые две пластинки Пола. Однако к полностью сольному творчеству Маккартни вернется лишь к 1980 году, когда Wings останется существовать меньше года, а Пол выпустит альбом "McCartney II". Но можно ли считать период Wings частью сольной карьеры Маккартни в полном смысле этого слова? Вопрос остается открытым.

В целом же в дальнейшем на сольном поприще Пол Маккартни был более чем успешен. Конечно, были в его жизни взлеты и падения, его работы хвалили и громили критики, но Маккартни был и остается самым творчески заряженным и продуктивным битлом из всех. Его новые альбомы выходят до сих пор, последний из которых, "McCartney III", свет увидел в конце 2020 года. Всего же студийных работ Пола без учета наследия Wings на данный момент насчитывается более 20, что делает его сольную карьеру самой плодотворной среди всех бывших участников Битлз.

Большинство считает, что именно Маккартни проявил себя как самый талантливый экс-битл. И с этим вполне можно согласиться. Пол Маккартни - один из величайших музыкантов и композиторов XX века, который не только навсегда изменил музыкальный мир в составе Битлз, но и заявил свое веское слово в качестве сольного исполнителя.

Джордж Харрисон

Самый тихий и неприметный битл, Джордж Харрисон всегда обладал наибольшим потенциалом для построения будущей сольной карьеры. Он был очень талантлив, но, к сожалению, творческий тандем Леннон-Маккартни препятствовал полноценному выходу его таланта наружу. На диски Битлз попадала лишь малая часть того, что писал Джордж, в результате чего с каждым годом у него накапливалось все больше нереализованного материала. А такие бриллианты как "While My Guitar Gently Weeps", "Something" и "Here Comes the Sun" так и оставались песчинками в океане маккартни-ленноновских песен. Вследствие этого Харрисон не только обладал скрытым потенциалом к сольной деятельности, но и больше всех жаждал ее, оставаясь наименее заинтересованным в совместной деятельности Битлз из всех.

Джордж Харрисон в 1975 г.
Джордж Харрисон в 1975 г.

Он первым выпустил свой сольный альбом в 1968 году, опередив в этом даже Леннона. Однако, как и в случае с Джоном, это были лишь зачатки его будущего сольного творчества. Пластинка "Wonderwall", как и последовавшая за ней "Electronic Sound" 1969 года, являлись по большей части экспериментальными работами. Обе были практически полностью инструментальными, разве что первая представляла собой саундтрек к одноименному фильму, а вторая - опыты Джорджа с только появившимся тогда синтезатором Муга.

Между тем количество накопленного материала продолжало расти и его нужно было куда-то девать. Ситуация разрешилась только в 1970 году, когда Битлз распались. Многолетний период несправедливого творческого притеснения Харрисона подошел к концу, и все то, что было написано им за долгие годы, вылилось в целый тройной альбом "All Things Must Pass".

Джордж Харрисон, "All Things Must Pass", 1970
Джордж Харрисон, "All Things Must Pass", 1970

Пластинка имела бешеный успех и на данный момент является 6-кратно платиновой. Таким образом, это самый коммерчески успешный и продаваемый сольный альбом из всех выпущенных битлами. Впрочем, если бы дело было только в деньгах...

"All Things Must Pass" Харрисона - нечто особенное. Удивительно разносторонний, цельный и по-домашнему уютный альбом. Вот что значит вдохновение, которое копилось долгими годами! Гораздо позже Джордж вспоминал о выпуске пластинки:

"Думаю, тогда очень многие удивились: «Надо же, он тоже пишет песни»".

И еще как пишет! Такие шедевры как "My Sweet Lord", "All Things Must Pass" и "Wah-Wah" определенно вошли в золотое наследие сольных Битлз.

Вообще, сольную карьеру Джорджа Харрисона я бы назвал самой разнообразной и насыщенной из всех. В 1971 году он организовал знаменитый благотворительный концерт для Бангладеш, который собрал на одной сцене множество известных исполнителей.

"Концерт для Бангладеш", Нью-Йорк, Мэдисон-сквер-гарден, 1 августа 1971 г.
"Концерт для Бангладеш", Нью-Йорк, Мэдисон-сквер-гарден, 1 августа 1971 г.

С 1988 по 1990 годы Джордж был участником полу-вымышленной комичной группы The Traveling Willburys, в которой, помимо Харрисона, состояли также Рой Орбисон, Джефф Линн, Боб Дилан и Том Петти.

The Traveling Willburys. Участники группы также придумали себе вымышленные имена: Лаки (Дилан), Отис (Линн), Чарли (Петти), Нельсон (Харрисон) и Лефти (Орбисон) Уилбури
The Traveling Willburys. Участники группы также придумали себе вымышленные имена: Лаки (Дилан), Отис (Линн), Чарли (Петти), Нельсон (Харрисон) и Лефти (Орбисон) Уилбури

И это не говоря об альбомах самого Джорджа. Будь то его мистическо-религиозный "Living In The Material World" 1973 года или "Cloud Nine" (1987), вернувший Джорджа на прежний уровень после наметившего застоя в 80-х.

Джордж Харрисон с самого начала являлся уникальной многогранной личностью с его философией, интересом к религии, индийской культуре и экзотическим инструментам. Поэтому следить за его сольной карьерой всегда было вдвойне интересно. К несчастью, смерть Джорджа в 2001 также не дала возможности дальше наслаждаться его творчеством.

Ринго Старр

Кто-то скажет: ну уж у Ринго совсем нет шансов. Куда ему тягаться с тремя остальными битлами? Однако я бы все же не стал так быстро сбрасывать его со счетов.

Да, помимо игры на барабанах, изначально вклад Старра в музыку Битлз был невелик. На протяжении всех 10 лет существования группы Ринго доверяли исполнять в среднем по одной песне на альбоме - "Yellow Submarine" и "With A Little Help From My Friends" сами яркие примеры вокала Ринго в рамках творчества Битлз. Сам же Старр выступил автором лишь двух песен - "Don't Pass Me By" и "Octopus's Garden", и то произошло это только под конец жизни Битлз. Впрочем, расписался-то он как нельзя вовремя: когда группа уже фактически находилась на грани распада и всем четырем участникам необходимо было делать что-то дальше, теперь уже порознь.

-11

И Ринго сделал, причем решил пойти напрямик, а не ходить вокруг да около, как это делали в то время остальные. Он первым выпустил не авангардно-экспериментальную работу, как это было в случае с Джоном и Джорджем, а полноценный песенный альбом. Им оказался "Sentimental Journey", сборник старых поп-шлягеров 50-х. Критики невысоко оценили пластинку, однако начало было положено и начало не самое худшее.

Следующей работой Ринго была "Beaucoups of Blues", которой барабанщик также весьма удивил своих фанатов, выдержав ее в стиле кантри. Но Старра это особо не волновало, он продолжал искать комфортное для себя звучание.

Какое-то время Ринго выпускал лишь синглы. И в 1973 году свет увидел альбом "Ringo" - главную работу в творчестве экс-барабанщика Битлз и его первую настоящую сольную пластинку.

Ринго Старр, "Ringo", 1973
Ринго Старр, "Ringo", 1973

Для помощи в создании "Ringo" была привлечена целая россыпь музыкальных звезд - в том числе поучаствовали в записи альбома все остальные битлы, вдогонку написав к нему половину песен. Так что некоторыми данный сольный альбом Ринго Старра рассматривается как последний альбом Битлз. И действительно, вклад экс-битлов в создание "Ringo" был настолько велик, что чем это не очередная пластинка "ливерпульской четверки"? Взять хотя бы песни "I'm the Gratest", написанную Ленноном, "Photograph", созданную в соавторстве с Харрисоном, или же "Six O’Clock" пера Маккартни.

Конечно, на протяжении всей своей дальнейшей карьеры Ринго звезд с неба не хватал. И его сольное творчество с творчеством остальных битлов я бы все же не сравнил. Однако все-таки стоит признать, что его самостоятельная деятельность в итоге оказалась успешной и, как в случае с Маккартни, плодотворной - Ринго создает музыку по сей день и уже выпустил более 20 альбомов. Неплохо, особенно для барабанщика, который все время существования Битлз находился в тени своих коллег.

Вывод

Ну и что сказать в заключение. Чья же сольная карьера вышла самой удачной? Наверное, объективно ответить на этот вопрос все же не получится. Все четыре битла были крайне талантливы, и каждый из них был хорош в чем-то своем. Каждый из них был успешен - иначе просто и быть не могло - каждый не чувствовал себя обделенным любовью фанатов и каждый стал автором огромного количества песен, альбомов и прочих проектов, которые мы ценим до сих пор.

Сольная карьера Джона Леннона получилась самой контрастной и интересной с тематической точки зрения; музыка Пола Маккартни - самой мелодичной и близкой к духу Битлз; карьера Джорджа Харрисона - самой разнообразной и насыщенной, а Ринго Старра... самой неожиданной из всех!

Если говорить лично обо мне, то для меня самым близким творчеством, наверно, будет творчество Джона Леннона, либо Джорджа Харрисона. Притом что ценю и уважаю я абсолютно всех битлов - в составе группы или же сольно.

Однако мне было бы очень интересно узнать, чью сольную карьеру считаете лучшей именно вы, дорогие читатели. Поэтому голосуйте, кто из четырех битлов, по вашему мнению, проявил себя лучше всех после распада Битлз:

Проходите опрос и оставляйте свое мнение в комментариях!

Читайте также:

Почему распались The Beatles? 3 причины, по которым в развале группы можно винить не только Йоко Оно

Многие знают, почему Стив Джобс дал своей компании имя "Apple". Но почему на том же названии остановились The Beatles?

Как одна из самых ранних песен The Beatles оказалась на последнем альбоме группы "Let It Be"

Дурак на холме: о ком поет Пол Маккартни в песне Beatles "The Fool On The Hill"?

Переводить название седьмого альбома Битлз как "Револьвер" в корне неверно для его понимания