Среди фанатов культовой группы The Beatles, да и не только среди них, принято мнение, что непосредственное влияние на распад коллектива оказала японка Йоко Оно - вторая жена и впоследствии главный спутник жизни Джона Леннона.
Главной причиной прекращения существования, наверное, самой великой группы XX века якобы послужило то, что Оно присутствовала в студии во время записи последних альбомов Beatles, чем сильно напрягала остальных битлов и окончательно рассорила их между собой.
Пол Маккартни возмущался тем, что Йоко, не имея никакого отношения к музыке, учила его петь, а Ринго Старра - играть на барабанах. И хоть большую часть времени она просто молча сидела рядом с Джоном Ленноном, все участники группы отмечали, что работать при ней - все равно, что находиться под надзором матери.
В результате - отношение к фигуре Йоко Оно у многих с тех пор крайне негативное, особенно, повторюсь, у фанатов. Ее нередко называют "черной ведьмой", обвиняют во всех смертных грехах и утверждают, что она испортила Джона Леннона.
Но подождите. Может, не стоит спускать на Оно всех собак и так категорично обвинять ее в развале The Beatles? Точнее, только ее. Что если распад "ливерпульской четверки" был объективным процессом, который был предопределен еще задолго до Йоко Оно?
И да, я отнюдь не выступаю адвокатом Йоко. Я прекрасно понимаю и признаю то, что ее появление среди битлов стало последней каплей и словно спусковой крючок привело к взрыву всего механизма. Она нарушила главное табу, принятое группой, - никаких жен и девушек во время работы в студии. Поэтому, разумеется, в распаде The Beatles она сыграла далеко не последнюю роль.
Просто я хочу сказать, что гибель группы была вполне закономерным и ожидаемым событием, которое, возможно, рано или поздно наступило бы и без помощи спутницы Леннона. На мой взгляд, на распад The Beatles повлияло множество других факторов, мелких и не очень, которые, собственно, и привели к тому, что самая влиятельная группа в истории просуществовала всего 10 лет и официально распалась в 1970 году.
Пол Маккартни - новый лидер
Хоть официального лидера в группе никогда не было, для всех очевидно, что в период с 1960 по 1966 год The Beatles возглавлял именно Джон. Если не считать Ринго, Леннон был самым старшим членом группы, и между ним и остальными битлами всегда сохранялись отношения старшего и младших братьев.
И даже незыблемый творческий тандем Леннон-Маккартни особо не влиял на эту ситуацию: ведущий вокал к большинству песен того периода, особенно раннего, все равно принадлежал Джону. На сцене и, соответственно, на всех мероприятиях он тоже неизменно был первым. На кадрах тех лет отчетливо видно, что все внимание было сосредоточено именно на нем.
Однако примерно в начале 1966 года случился некий перелом. То ли Джон устал находится в лучах славы, будучи лицом Beatles, то ли произошло что-то еще (снова отметаем Йоко, так как с ней он познакомился только в ноябре 1966-го). Но в один момент Леннон стал более пассивным. О своей лени он неоднократно заявлял еще до этого, но к 1966 году некогда самый активный и энергичный битл превратился совсем в домоседа: он все больше времени проводил в кровати, где его любимыми занятиями были просмотр телевизора и чтение газет.
Красноречиво говорят о данных изменениях песни того периода. Например, "I'm Only Sleeping" с альбома "Revolver" - настоящий гимн "кроватной лени" Джона Леннона.
Но группа все же не может существовать без лидера, как корабль без капитана. И как раз с этого времени потихоньку стал выходить на первый план Пол Маккартни.
Полностью он "захватил власть" в Beatles в 1967 году, реализовав два практически своих сольных проекта - альбомы "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" и "Magical Mystery Tour", к которому по идее Маккартни сняли еще и любительский фильм. Впоследствии позиции лидера Пола в группе только укреплялись. Большинство творческих инициатив исходило теперь именно от него, что делало Маккартни новым локомотивом Beatles.
Естественно, когда один участник так сильно перетягивает одеяло на себя, ни к чему хорошему это обычно не ведет. Так было и с Beatles: постепенно группа начала трещать по швам, и, как сам Маккартни впоследствии ни пытался реанимировать ее, все остальные музыканты расползались в разные стороны, точно лебедь, рак и щука.
Джон Леннон все больше чувствовал себя музыкантом-одиночкой, интегрировал в музыку группы свои личные с Йоко проекты, а с 1969 года уже полноценно вел сольную деятельность. Но несмотря на все это, он, видимо, ревновал к Полу Маккартни, в частности, к тому, что тот занял его место лидера. Как итог, Леннон первым откололся от всех битлов, а остальные, потеряв такого важного участника, уже не смогли дальше продолжать совместную деятельность.
Смерть Брайана Эпштейна
27 августа 1967 года, как раз в тот момент, когда Beatles впервые поехали на лекцию своего будущего духовного гуру Махариши Махеш Йоги, их настигла печальная весть - в своем лондонском доме был найден мертвым Брайан Эпштейн, бессменный менеджер группы, который был с ней аж с 1961 года. Смерть наступила в результате передозировки снотворного, и подобного исхода, естественно, никто из битлов не ожидал.
Чтобы в полной мере представить себе значимость Эпштейна для коллектива, достаточно просто вспомнить, как его часто называли, а именно - "пятым битлом". Брайан взял под крыло группу, когда она была еще юной и зеленой, выступая в ливерпульском клубе Cavern. С тех пор менеджер являлся для Beatles отцом. Именно он выступил творцом имиджа группы, превратив парней из отвязных рок-н-рольщиков в кожаных куртках в милых мальчиков в "маминых жакетах". Разумеется, Эпштейн в той или иной степени задавал направление и творчеству Beatles.
По словам Джона Леннона, когда он узнал о смерти Эпштейна, то "почувствовал себя на корабле без парусов и без капитана на мостике". И хоть с уходом Брайана Beatles почувствовали себя немного свободней - вскоре вышел их знаменитый "Белый альбом", который был не похож ни на что прежде создаваемое группой - коллектив утратил главное, а именно былую сплоченность. Как никак под началом менеджера Beatles держались вместе и представляли собой единое целое. Теперь же, по сути предоставленные сами себе, они потеряли четкий ориентир, и более смелое творчество их никак не спасло.
Усугубило шаткое положение группы то, что Beatles решили впредь сами вести свои финансовые дела. В 1968 году они организовали компанию Apple, чтобы выпускать под этим лейблом свою музыку, а заодно помогать перспективным новичкам. На том и погорели. Ведь что как ни деньги, помимо разве что женщин, может поссорить между собой старых друзей.
Четыре амбициозные личности
Также не стоит забывать, что The Beatles - это не просто какие-то среднестатистические парни, играющие в заурядной группе, а четыре талантливейшие личности, которым приходилось уживаться в одном коллективе. Каждый из них, как мы увидим позже из их сольного творчества, представлял собой вполне самостоятельную и автономную творческую единицу. Да к тому же еще и достаточно амбициозную, чтобы еще в разгар существования группы грезить о вольном плавании и начинать вести собственные проекты. А когда подобного рода музыканты собираются в одном коллективе, им ожидаемо в какой-то момент становится в нем тесно.
По сути таков сценарий большинства супергрупп, которые, состоя из нескольких уже известных состоявшихся музыкантов, рано или поздно разваливаются, не в состоянии примирить их амбиции и стремления. Beatles, конечно, не супергруппа, но, учитывая, каким весом обладал каждый ее участник ближе к позднему периоду, начинаешь невольно об этом задумываться.
Кто-то скажет, что можно найти примеры того, как четыре талантливых музыканта вполне мирно уживались между собой. Например, Queen, где каждый участник тоже писал песни, а соответственно, обладал некими притязаниями. Но не стоит забывать, что Queen всегда функционировала как раз как единое целое; на первом месте для них была именно кооперация, так что если бы не смерть Фредди Меркьюри, группа просуществовала бы еще столько же.
Атмосфера в The Beatles же всегда была пропитана духом соперничества, конкуренции. Леннон постоянно критиковал песни Маккартни, каждый из них постоянно стремился написать песню лучше, превзойти своего товарища. Джордж Харрисон всю свою жизнь обижался на то, что его собственные песни не воспринимали всерьез, а монополия дуэта Леннон-Маккартни не позволяла им должным образом быть представленными на пластинках. В результате в будущем, когда стали возникать идеи о возрождении The Beatles, Харрисон оказался наименее заинтересованным в воссоединении группы из всех.
Самым же амбициозным битлом можно по праву назвать Джона Леннона. Он первым из всех почувствовал, что не сможет дальше полноценно развиваться в коллективе, и постепенно начал от него отдалятся. Его творчество все больше приобретало экспериментальную или протестно-политическую окраску, что не очень-то вязалось с музыкой группы. Поэтому единственным вариантом было уйти, так как потолок Джоном был здесь уже достигнут. И позже Леннон в одной из своих песен скажет: "Я больше не верю в Beatles"...
И вновь Йоко
Ну и что сказать в заключение? Конечно, можно считать Йоко Оно последним ударом по Beatles, который в итоге стал фатальным. Появившись на горизонте группы, она еще больше обострила все вышеперечисленные противоречия и окончательно переполнила чашу терпения остальных музыкантов, которые в один момент поняли: так дальше нельзя.
Распад The Beatles стал, наверное, самым печальным известием в музыкальной среде XX века. Но, допустим, Йоко Оно бы не появилась, и группа просуществовала бы еще пару лет. Каким было бы ее творчество? И оказалось бы оно лучше творчества битлов по отдельности? Наверное, так как Beatles как ни странно выдавали свой максимум именно вместе, а не порознь. Хотя кто может сказать наверняка, ведь мы говорим сейчас о какой-то параллельной вселенной. Впрочем, что там, что там роспуск The Beatles ощущается главной утратой в рок-музыке, да и во всей музыке в целом.
Однако главное, чему Йоко Оно не смогла помешать, - это появлению всего остального творчества The Beatles. Оно было, есть и будет всегда. И его уже никто не сможет у нас отнять. Так что, так ли уж важно, что The Beatles распались именно в 1970 году? Ведь всего за одно десятилетие до этого они сумели создать то, благодаря чему и так навсегда войдут в историю человечества.
Читайте также: