На заре независимости Финляндии граница между нашими странами пролегала намного ближе к нынешнему Санкт-Петербургу, чем теперь. Об этом я много где писал, но тот период в истории Карельского перешейка меня интересует очень сильно, поэтому возвращаюсь к нему регулярно.
Станция Белоостров, открытая аж в 1869 году и находящаяся всего лишь в 34 километрах от Финляндского вокзала, более двадцати лет между двумя мировыми войнами являлась пограничной, единственными "воротами" в страну советов со стороны буржуазной Финляндии.
Ну а с финской стороны, в свою очередь, сразу после обретения независимости был построен менее помпезный, но все таки сильно громоздкий для такого полустанка вокзал, несущий зеркально ту же функцию, что и вокзал в Белоострове.
Ближе к концу спокойных времен, когда финны и не подозревали о том, что скоро навсегда утратят свои земли, станция Райяоки стала популярным туристическим объектом - посмотреть на пограничный мост и отобедать в местном буфете приезжали туристы со всей Финляндии.
Вот и я на днях отправился посмотреть на бывший пограничный мост и, по возможности, отобедать шавермой в какой-нибудь местной забегаловке. И найти остатки финского вокзала, разумеется. В сети информации на этот счет крайне мало, и были опасения, что ничего уже не осталось. Забегая вперед, скажу - осталось.
Как говорится, погнали. Традиционно много внимания будет уделено железным дорогам.
В электричке народу было неожиданно много для утра буднего дня. Погода выманивает людей за город. Ну ее, эту работу.
Прибыл в Белоостров, поправил рюкзак, подтянул штаны и устремился вперед по жд путям в направлении бывшей границы. Надо сказать, что идти до нее было метров сто от силы.
Сразу после платформы - малоиспользуемое ответвление на Сестрорецк.
Финны исторически называли эту неширокую речку Сейстар Йоки - смородиновая река. Русские назвали ее созвучно Сестрой. В какой то момент финны вдруг решили, что название реки происходит от русского слова, хотя по факту наоборот, и стали называть ее Райяоки - пограничная река. Такое же имя и получила станция, которую я отправился искать.
Сразу за мостом влево от магистральной линии отходит подъездной путь к бетонному заводу, по которому я и пошел. Идти по главному ходу было бы логичнее, но забор, которым все обычно огорожено, наверняка помешает мне сойти с колеи там, где мне надо. А перелезать через него мне крайне не хотелось, я очень тяжел и неповоротлив 😁 На этом самом подъездном пути копошились работники в оранжевых жилетах и я их обошел по широкой дуге, дабы не привлекать внимания.
Напоминаю, кстати, что хождение по железнодорожным путям опасно, а распитие спиртных напитков вредно. Все трюки выполнены профессионалами, не пытайтесь это повторить.
Ближе к вполне себе живому заводику накат пропал и путь стал очевидно неиспользуемым. Я сошел с рельс и углубился в заросли. Вокзал Райяоки был где то здесь.
Бродил по лесу довольно долго, поскольку точного местоположения вокзала, по понятным причинам, не знал. В какой то момент подумал даже, что ничего не найду. Но стали попадаться артефакты явно искусственного происхождения.
Я вылез из чащи на открытое пространство и передо мной во всей красе предстал вокзал станции Райяоки. Ну ладно, не во всей, пожалуй. Но осталось от него гораздо больше, чем я ожидал увидеть, на самом деле.
На самом деле, это было то, зачем я сюда и шел. Не сортир конкретно, а останки некогда монументального вокзала, долгие годы стоявшего на этом месте. Вокзал был уничтожен в 1944 году и более не восстанавливался за ненадобностью.
Я решил отметить успех предприятия традиционным для себя способом - торжественным распитием слабоалкогольных напитков.
Побродив еще немного вокруг и не найдя более ничего примечательного, полез обратно. Выход дался намного легче, поскольку хотя бы знал, куда идти.
Инструкция для тех, кто тоже хочет поискать это место - надо идти вдоль подъездного пути практически до самого конца территории бетонного завода, и только там сворачивать направо. Я сошел с колеи гораздо раньше и потерял кучу времени, продираясь сквозь заросли в нескольких десятках метрах от искомого вокзала.
Сходил на самом деле удачно. По крайней мере, в сети я не нашел приемлемой давности фотографий, и у меня не было уверенности, что сохранилось хоть что то. Теперь есть.
Не сидите дома, там нет ничего интересного