Найти тему
Андрей  Паровоз

В поисках утраченного. Финская пограничная станция Райяоки

На заре независимости Финляндии граница между нашими странами пролегала намного ближе к нынешнему Санкт-Петербургу, чем теперь. Об этом я много где писал, но тот период в истории Карельского перешейка меня интересует очень сильно, поэтому возвращаюсь к нему регулярно.

Станция Белоостров, открытая аж в 1869 году и находящаяся всего лишь в 34 километрах от Финляндского вокзала, более двадцати лет между двумя мировыми войнами являлась пограничной, единственными "воротами" в страну советов со стороны буржуазной Финляндии.

Огромный вокзал пограничной станции Белоостров. Фото с сайта terijoki.spb.ru
Огромный вокзал пограничной станции Белоостров. Фото с сайта terijoki.spb.ru
Вокзал станции Белоостров. 17.06.21
Вокзал станции Белоостров. 17.06.21

Ну а с финской стороны, в свою очередь, сразу после обретения независимости был построен менее помпезный, но все таки сильно громоздкий для такого полустанка вокзал, несущий зеркально ту же функцию, что и вокзал в Белоострове.

Вокзал Райяоки. Фото с википедии
Вокзал Райяоки. Фото с википедии

Ближе к концу спокойных времен, когда финны и не подозревали о том, что скоро навсегда утратят свои земли, станция Райяоки стала популярным туристическим объектом - посмотреть на пограничный мост и отобедать в местном буфете приезжали туристы со всей Финляндии.

Вот и я на днях отправился посмотреть на бывший пограничный мост и, по возможности, отобедать шавермой в какой-нибудь местной забегаловке. И найти остатки финского вокзала, разумеется. В сети информации на этот счет крайне мало, и были опасения, что ничего уже не осталось. Забегая вперед, скажу - осталось.

Как говорится, погнали. Традиционно много внимания будет уделено железным дорогам.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Парголово. Сфоткал по пути
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Парголово. Сфоткал по пути
Вокзал станции Парголово мелькает у меня в отчетах регулярно. Пусть сегодня он будет здесь с непарадной стороны
Вокзал станции Парголово мелькает у меня в отчетах регулярно. Пусть сегодня он будет здесь с непарадной стороны
Интерьер зала ожидания с аутентичными финскими печами
Интерьер зала ожидания с аутентичными финскими печами
Вот такое чудо стояло у платформы. Тепловоз 1988 года выпуска, приписанный к депо Выборг, тянет путеобследовательскую станцию
Вот такое чудо стояло у платформы. Тепловоз 1988 года выпуска, приписанный к депо Выборг, тянет путеобследовательскую станцию
Обратите внимание на стильное окошко в левой части снимка 😁
Обратите внимание на стильное окошко в левой части снимка 😁
-9
ЭД4М сообщением СПб - Кирилловское прибывает на станцию Парголово
ЭД4М сообщением СПб - Кирилловское прибывает на станцию Парголово
Деревянный вокзал станции Дибуны, построенный в 1904 году. Все время пытаюсь его нормально сфотографировать из окна электрички, и все время не получается. Здание не заваливается - это оптическая иллюзия. Ну и мои кривые руки конечно же.
Деревянный вокзал станции Дибуны, построенный в 1904 году. Все время пытаюсь его нормально сфотографировать из окна электрички, и все время не получается. Здание не заваливается - это оптическая иллюзия. Ну и мои кривые руки конечно же.

В электричке народу было неожиданно много для утра буднего дня. Погода выманивает людей за город. Ну ее, эту работу.

Путевое развитие станции Белоостров
Путевое развитие станции Белоостров

Прибыл в Белоостров, поправил рюкзак, подтянул штаны и устремился вперед по жд путям в направлении бывшей границы. Надо сказать, что идти до нее было метров сто от силы.

Сразу после платформы - малоиспользуемое ответвление на Сестрорецк.

-13

Вид на пограничный мост
Вид на пограничный мост
Это же место и довольные советские пограничники. Фото с сайта terijoki.spb.ru
Это же место и довольные советские пограничники. Фото с сайта terijoki.spb.ru
Река Сестра
Река Сестра
-17
-18

Финны исторически называли эту неширокую речку Сейстар Йоки - смородиновая река. Русские назвали ее созвучно Сестрой. В какой то момент финны вдруг решили, что название реки происходит от русского слова, хотя по факту наоборот, и стали называть ее Райяоки - пограничная река. Такое же имя и получила станция, которую я отправился искать.

Сразу за мостом влево от магистральной линии отходит подъездной путь к бетонному заводу, по которому я и пошел. Идти по главному ходу было бы логичнее, но забор, которым все обычно огорожено, наверняка помешает мне сойти с колеи там, где мне надо. А перелезать через него мне крайне не хотелось, я очень тяжел и неповоротлив 😁 На этом самом подъездном пути копошились работники в оранжевых жилетах и я их обошел по широкой дуге, дабы не привлекать внимания.

Напоминаю, кстати, что хождение по железнодорожным путям опасно, а распитие спиртных напитков вредно. Все трюки выполнены профессионалами, не пытайтесь это повторить.

Железнодорожная техника на подъездном пути
Железнодорожная техника на подъездном пути
-20
Накат какой-никакой есть. Видать, маневрируют изредка
Накат какой-никакой есть. Видать, маневрируют изредка
Железнодорожные останки
Железнодорожные останки

Ближе к вполне себе живому заводику накат пропал и путь стал очевидно неиспользуемым. Я сошел с рельс и углубился в заросли. Вокзал Райяоки был где то здесь.

Викимапия
Викимапия
Все заросло
Все заросло

Бродил по лесу довольно долго, поскольку точного местоположения вокзала, по понятным причинам, не знал. В какой то момент подумал даже, что ничего не найду. Но стали попадаться артефакты явно искусственного происхождения.

Камни имели следы обработки, но имели ли отношение к вокзалу - вопрос
Камни имели следы обработки, но имели ли отношение к вокзалу - вопрос
А вот это уже похоже на фрагмент пола
А вот это уже похоже на фрагмент пола
Внезапно. Видимо любителей поискать руины все-таки больше, чем я думал
Внезапно. Видимо любителей поискать руины все-таки больше, чем я думал

Я вылез из чащи на открытое пространство и передо мной во всей красе предстал вокзал станции Райяоки. Ну ладно, не во всей, пожалуй. Но осталось от него гораздо больше, чем я ожидал увидеть, на самом деле.

-28
Похоже на вход в подземный переход
Похоже на вход в подземный переход
-30
-31
Вот это совершенно точно облицовка пола вокзала
Вот это совершенно точно облицовка пола вокзала
-33
Какой вокзал без сортира
Какой вокзал без сортира
-35
-36

На самом деле, это было то, зачем я сюда и шел. Не сортир конкретно, а останки некогда монументального вокзала, долгие годы стоявшего на этом месте. Вокзал был уничтожен в 1944 году и более не восстанавливался за ненадобностью.

Я решил отметить успех предприятия традиционным для себя способом - торжественным распитием слабоалкогольных напитков.

-37
Я выпиваю, сидя на полу в зале ожидания станции Райяоки
Я выпиваю, сидя на полу в зале ожидания станции Райяоки
А за окнами проносятся поезда
А за окнами проносятся поезда

Побродив еще немного вокруг и не найдя более ничего примечательного, полез обратно. Выход дался намного легче, поскольку хотя бы знал, куда идти.

Инструкция для тех, кто тоже хочет поискать это место - надо идти вдоль подъездного пути практически до самого конца территории бетонного завода, и только там сворачивать направо. Я сошел с колеи гораздо раньше и потерял кучу времени, продираясь сквозь заросли в нескольких десятках метрах от искомого вокзала.

Подъездной путь, совершенно заросший, справа в кустах. Надо идти до конца этой ямы и сразу в лес. Райяоки там
Подъездной путь, совершенно заросший, справа в кустах. Надо идти до конца этой ямы и сразу в лес. Райяоки там
Вид на бетонный завод
Вид на бетонный завод
Водоем с практически лазурной водой
Водоем с практически лазурной водой
Путевое развитие. Ничего не используется
Путевое развитие. Ничего не используется
На случай, если какой-нибудь чудила с бетонного завода на своей дрезине-пионерке предпримет попытку прорваться на пути общего пользования, РЖД приготовил сюрприз. Стрелка автоматическая.
На случай, если какой-нибудь чудила с бетонного завода на своей дрезине-пионерке предпримет попытку прорваться на пути общего пользования, РЖД приготовил сюрприз. Стрелка автоматическая.
Артефакт из прошлого
Артефакт из прошлого

Сходил на самом деле удачно. По крайней мере, в сети я не нашел приемлемой давности фотографий, и у меня не было уверенности, что сохранилось хоть что то. Теперь есть.

Вид на реку Сестра сверху
Вид на реку Сестра сверху

Не сидите дома, там нет ничего интересного