Молдавские господари, продолжение. После гибели Иоана Водэ Лютого, династия Мушатов была на некоторое время отстранена от власти в Молдавии, такое случалось и ранее.
Администрация Османской империи решила, что ставленник из соседней Валахии (к тому же лишенный перспектив на своей собственной родине), будет куда менее отстаивать интересы подвластного османам государства. И, действительно, новый господарь Петр VI Хромой, младший сын низложенного валашского господаря Мирчи III (который сам занимал господарский престол Валахии всего несколько месяцев), согласился на все то, против чего боролся Иоан Лютый – небывало разоренная карательным походом против прежнего господаря страна еще и платила Турции двойную дань.
В подобных условиях зрело недовольство и народу нужен был лишь способный лидер, который и не замедлил явиться. Им стал Иван Подкова (1533 (?)-1578). Происхождение Подковы является предметом исторических споров, но в любом случае, даже если он был простым запорожским казаком из простонародья (что скорее всего так и есть), на эшафот он взошел как подобает воину и правителю. Сам Иван (известно также его румынское имя - Никоарэ) называл себя родным братом Иоана Водэ, вот только он не называл имен своих родителей, ведь в отношении и самого господаря Иоана Водэ Лютого это не выяснено. Впрочем, хоть имя отца Иоана Водэ точно и неизвестно, в том, что этот господарь принадлежал к молдавской династии Мушатов мало кто сомневается – хотя бы потому что иначе за него просто бы не выдали замуж Марию, дочь князя Симеона Ростовского, во время службы Водэ в России.
Узнав, что среди казаков обретается названный брат Иоана Водэ, молдаване снарядили делегацию и «призвали» Ивана Подкову на господарский престол. При общей поддержке населения Подкова в конце 1577 года занял столицу княжества Яссы, Петр Хромой бежал. Однако, несмотря на победы над протурецким господарем, уже в начале следующего 1578 года Подкове стало ясно, что Молдавию ему не удержать. Дело было не столько еще и в турках, сколько в противодействии семьи Батори – Стефан Баторий, как известно, был королем Речи Посполитой, его старший брат Криштоф князем Трансильвании. Вести войну сразу на три фронта было бы слишком губительным испытанием для народа такой небольшой страны, и Подкова принимает решение покинуть Молдавию.
Но направляется Подкова не обратно к запорожским казакам, а в Варшаву, к королю Стефану, вот только… на что он надеялся? Считается, что он хотел или оправдаться (на что его якобы убедил збаражский воевода) перед королем, или договориться хотя бы о нейтралитете с Речью Посполитой и Трансильванией. Этот не совсем ясный шаг Ивана Подковы послужил поводом для некоторых исследователей считать, что Подкова происходил из рода Батори, изгнанником, бежавшим к запорожским казакам. Как бы то ни было Иван Подкова был схвачен, и казнен по приказу польского короля во Львове 16 июня 1578 года. В дальнейшем он стал народным украинским героем, в Львове ему установлен памятник.
Подчас самозванничество приобретает характер «эпидемии», растя как снежный ком. Достаточно вспомнить нашу Смуту, когда очередного «царевича» провозглашали где-нибудь в кабаке, или море претендентов на роль Луи XVII, к чему уже в первой половине XIX века стали относиться сатирически, в пример можно привести «короля» из «Гекльберри Финна». Все логично – если одному человеку можно назваться братом/сыном некоего государя (а то и им самим, если обстоятельства гибели того туманны), то почему кому-нибудь другому нельзя? Не успел Иван Подкова уйти из Молдавии, как в уже феврале 1578 года там появился еще один «брат» Иона Водэ – Александр, называвший себя, что «логично» братом и Ивана Подковы. Ему также удается победить и изгнать вернувшегося было Петра Хромого, и в течении месяца считать себя новым господарем.
Александр «Подкова» был разбит и схвачен османами, точные обстоятельства его гибели неизвестны. Зато известно, что вслед за ним в многострадальную Молдавию явились с новыми казачьими отрядами еще некие Петр и Константин, по сложившейся у казаков «традиции», называвшие себя «родными братьями» Иоана Водэ, Ивана Подковы и Александра. В некоторых источниках они называются сыновьями последнего, возможно, запорожцы решили, что такое количество неизвестно откуда взявшихся братьев, это уже перебор.
Не очень ясно почему, но в официальном списке казненных глав государств отсутствует следующий молдавский господарь Янку Сасул (что значит этноним «Сакс»), так как он был лютеранином, в отличии от остальных господарей исповедовавших православную веру. Вот он точно был Мушатом – незаконнорожденным сыном Петра IV Рареша – в Молдавии незаконнорожденность не была препятствием даже для наследства господарства. К власти он пришел в 1579 году, вновь свергнув крайне неудачливого Петра Хромого, на этот раз при одобрении османов.
Впрочем, для Молдавии он оказался еще хуже Петра VI, так как тот обирал народ для выплаты турецкой дани, а Янку Сасул не забывал и себя лично. Его правление привело к крестьянскому восстанию и бегству простонародья за пределы княжества, в следствии этого по просьбе молдавского боярства, Янку был низложен турками. Бежать Янку не удалось, но схвачен он был почему-то поляками, а не турками, и ими же казнен в том же Львове в 1578-ом, но совершенно бесславно.