Николай Касаткин родился в 1859 году в Москве, в семье художника-литографа Алексея Александровича Касаткина. В 1883 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, получив высшую награду училища - большую серебряную медаль и звание художника за картину «Нищие на церковной паперти»
Впоследствии он остался в родном училище, но уже в качестве педагога. До самого 1917 года.
Сначала Николай станет академиком Императорской академии художеств, а позже - одним из основателей социалистического реализма и первым народным художником республики.
С 1891 года он был членом "Товарищества передвижников" - художников, вдохновляющихся народничеством.
Сегодня предлагаю обсудить три его картины. Все - о женщинах.
Женские образы особенно хорошо удавались художнику.
Шахтёрка
В ответ на лозунги феминисток о том, что в рабочей сфере необходимо равноправие, часто звучит насмешливое "Женщины хотят спуститься в шахту!?"
Хотят или не хотят, но женщины работали шахтёрками, и ничего нового в этом нет. Такую героиню и запечатлел в своё время Николай Касаткин.
Жизнь шахтёров вообще вызывала у художника особый интерес. С этой темой связана целая серия его картин.
В 1892 году Николай отправился в Донецкий угольный бассейн, и в течение нескольких лет регулярно туда возвращался. Шахтёры восприняли чужака с недоверием, заподозрив в нём царского сыщика. Художника даже намеревались сбросить в шахту, подстроив несчастный случай! Но ему, к счастью, удалось подружиться с шахтёрами, они даже сфотографировались с ним.
На этом этюде девушка выглядит весёлой, бойкой и довольной, держится легко и уверенно. Будто нет на ней печати тяжёлого труда и бедной жизни. Это особенно интересно, учитывая, что рисовал Касаткин с натуры.
А вот Иван Алексеевич Сикорский, русский психиатр, так отозвался о картине (и о девушке) во "Всеобщей психологии с физиогномикой":
"В "Шахтёрке", работа которой совершается в подземелье, независимо от признаков напряжения и весёлого ухарства, есть и печать хронического недовольства и неудовлетворения жизнью, что очень типично выражено сокращением не только мышцы радости, но и мышцы недовольства и дурного расположения духа (см.выше фиг. 122--123, на стр. 350). Вероятно, "Шахтерка" уже вступила на путь того искусственного (вино) и физического возбуждения, которое столь часто встречается на фабрике, как неизбежный спутник фабричного труда и фабричной жизни. Потухшие глаза и эта неестественная комбинация веселья извне и недовольства внутри, в соединении с ухарством и молодечеством, мало свойственным женщине, указывают на факт уже совершившегося нравственного повреждения человека.
Задорное ухарство "Шахтёрки" зависит отчасти от её жизни в мужском веселом обществе, но в нём также сказывается ослабление скромности, сдержанности, стыда, т.е. тех качеств, которые составляют непременную нравственную принадлежность женщины. Ослабление этих качеств равносильно потере девяти десятых души женщины. Всем известно, что фабрика - губительнее для души женщины, чем для мужчины."
Картина находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее.
Сбор угля бедными на выработанной шахте
Эта картина 1894 года - о жизни жён и детей горняков в посёлке Шахты. Безжизненный, бесцветный пейзаж, тоска, рутина... И во всём этом горбатятся женщины и дети. Безрадостная картина.
К индустриальной теме среди художников первым обратился именно Касаткин. Он уважал людей труда и хотел показать их жизнь без прикрас. Ему самому была близка эта тема, так как он рос в рабочем квартале Москвы, и с самого девства видел, как тяжела жизнь работяг и их семей. Современники часто называли Николая "Некрасов русской живописи".
Важным событием в жизни художника стало знакомство со Львом Толстым, который очень повлиял на Николая. Между ними завязалась дружба, в которой был и взаимный интерес к творчеству друг друга, и схожие взгляды на общественные вопросы.
Сигида
Эта картина основана на реальных событиях. Событиях трагических.
Надежда Константиновна Сигида (в девичестве Малаксиано) преподавала в частной начальной школе, которую открыла со своей подругой, Ариадной Блонской. Со временем там тайно начали собираться члены кружка народовольцев. Сама Надежда была членом партии "Народная воля", центральной группы таганрогской народовольческой организации, хозяйкой конспиративной квартиры и одной из организаторов подпольной типографии в Таганроге в 1885 году.
В типографии, помимо запрещённой литературы, хранились и динамитные снаряды, предназначенные для покушения на министра внутренних дел Дмитрия Андреевича Толстого.
Снаряды в квартире обнаружили, и дело о таганрогской народовольческой типографии рассматривал военный суд. 9 декабря 1887 года Надежда была приговорена к 8 годам каторги.
Оказавшись на Карийской каторге, она столкнулась с жестокостью и произволом по отношению к женщинам-политзаключённым со стороны коменданта.
Надежда дала ему пощёчину.
Публично получивший от женщины пощёчину офицер, по традициям того времени, должен был подать в отставку. Но произошло совсем другое: Надежду наказали. Сто ударов розгами.
В знак протеста девушка покончила с собой, приняв яд (большую дозу опиума).
Поступок Надежды вызвал большой резонанс и вслед за ней 23 человека, протестуя против применения к политическим заключенным силы и телесных наказаний, попытались совершить самоубийство.
Погибло шесть человек, включая Надежду. Многим удалось выжить потому, что принимаемые ими в качестве яда медицинские препараты опия имели истёкший срок годности.
Об этой трагедии узнал весь мир.
Правительству пришлось запретить применение телесных наказаний в отношении женщин-заключенных и знати.
Так высказался о картине Касаткина Борис Акунин:
"Девушку (это Надежда Сигида, которая заранее объявила, что для неё порка равнозначна смертному приговору) охранники ведут на экзекуцию. Она идёт без сопротивления, даже руки не связаны. Похожа на гоголевскую Панночку. Мороз по коже… Было что-то подозрительное, интимно-доверительное в отношении пролетарского художника к смерти".
Странное дело: Николай Алексеевич Касаткин внезапно умер, когда 17 декабря 1930 года в Музее революции давал пояснения к своей новой картине.
Этой картиной была "Сигида".
"Умер он действительно внезапно.
И произошло это, представьте, в тот момент, когда Касаткин показывал публике свою последнюю работу – «Карийская трагедия». Вот почему, выходит, так страшно смотреть на девушку с картины. Это художник не Надежду Сигиду, а лик собственной смерти написал."
Борис Акунин.
Как женщины искали работу в дореволюционной России.
Женщина, которая "оживляла" наших литературных героев.
Сон на полу и работа с утра до ночи - как жили кухарки и горничные в Российской империи.
Как обедневшие американцы развлекались в Великую Депрессию.
Источники: Википедия; Эхо Москвы.