Лунь начали проектировать в 1969-м году в (г. Горьком) Нижнем Новгороде ЦКБ имени Р. Е. Алексеева. Для экранопланов данного типа, крупносерийного строительства «Луней» в Феодосии (Крым) в 1985 начинали строить порт. В 1987 году экраноплан Лунь испытали на Каспийском море. В 1990-м вошёл состав ВМФ СССР.
Первоначально был построен военный экраноплан «Каспийский монстр», который затонул в 80-м во время маневров. Для стоянки экраноплана требуется сухой плавучий док.
Данные на экраноплан Лунь:
Размах крыла: 44 м
Длина: 73.8 м
Высота: 19.2 м
Площадь крыла: 550 м²
Масса пустого экраноплана: 243 т
Максимальная взлетная масса: 380 т
Тяга: 8 двигателей по 13 000 кгс
Максимальная скорость: около 500 км/ч
Практическая дальность: 2000 км
Высота полета на экране: 1-5 м
Экранопланом управляли минимум 10 человек в том числе 7 офицеров и мичманы. Требовалась очень точная координация полетом экраноплана. Автономность экраноплана Лунь не более 5 суток.
Экраноплан не самолет и не метеор на воздушной подушке, это среднее между ними и с очень большой скоростью. Волнение моря до 3 баллов позволяло спокойно двигаться экраноплану.
У экраноплана Лунь имелось 6 штук (ПКР) ЗМ-80 «Москит», одна из которых может уничтожить любой корабль в том числе авианосец. При большой скорости и незаметности для радаров, экраноплан был очень опасным вооружением для противника.
Основным назначением экраноплана — было уничтожение ударных групп ВМС противника. Военные специалисты США называли Лунь — «Убийца авианосцев».
Из состава ВМФ Лунь списали в 2000 годах и, он продолжительно простаивал в городе Каспийске на территории Дагдизель.
Всего построили 2 Луня, один из которых находится на берегу в 20 километрах от Дербента. При отправке 1-го Луня на место будущего музея своим ходом, произошла нештатная ситуация. На место экраноплан доставляли уже только буксиром. На месте стоянки 1-го Луня возможно будет построен военный парк, сейчас ведется подготовка территории.
На 2-й Лунь, был заказ переделать поисково-спасательный экраноплан (Спасатель) с госпиталем на борту. От финансирования отказались и готовый экраноплан пошёл на металлолом.
Эффективность и экономичность Луня не удовлетворяют ВМФ для решения поставленных задач. По-экономически, Лунь очень много расходует топлива, больше чем самолеты, в три раза соотношение к массе груза.
Эффективность не получается из-за плохого манёвра экраноплана. За такой техникой могут постоянно наблюдать с космоса. В настоящее время есть более современные ракеты.
Лунь это уже история, как ТУ-144 или Энергия-Буран, но нам не стоит забывать про былую мощь и силу СССР.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте "Авторемонт и техника"