Найти тему
Национальный след

Что русский царь сделал с армянской женой имама Шамиля?

Да, у знаменитого национального героя Северного Кавказа имелась и супруга из армянского народа.

Звали эту красавицу Анна Улуханова. И приходилась девушка дочерью богатому армянскому купцу Ивану (Ованесу) Улуханову из Моздока.

В 1840-м году чеченские горцы под началом наиба Малой Чечни Ахвердилава (Ахбердила) Мухаммада (кстати, самого армянина по отцу) совершили дерзкий набег на окрестности русской крепости Моздок. Среди захваченных тут пленников оказалась и юная Анна Улуханова.

-2

Прекрасную восемнадцатилетнюю девушку с прочими трофеями Ахбердил тут же отвез в чеченский аул Дарго, где тогда располагалась главная ставка Шамиля. Там Шамиль и увидел армянскую красавицу. Так остался имам поражен ее красотой, что сражу же попросил Анну к себе в жены... Устроил ее в лучшее помещение своего дома.

Шуанет в молодые годы
Шуанет в молодые годы

В это же время состоятельные отец и братья Анны предлагали горцам огромный выкуп за пленницу. Пытались найти подход к имаму через имевшего армянские корни Ахвердилава.

Но все бесполезно было. Пылко влюбленный Шамиль не согласился б отдать прекрасную Анну назад даже за все золото мира. Всех остальных моздокских пленников Шамиль вернул за выкуп, раздав деньги нуждающимся чеченцам.

  • А вот за ангелов деньги не берут, - по преданию сказал тогда Шамиль об Анне.
Ахбердил Мухаммад, доставивший Анну к Шамилю
Ахбердил Мухаммад, доставивший Анну к Шамилю

Так и стала в Чечне Анна Улуханова супругой имама Шамиля. Предварительно приняв ислам, разумеется. В мусульманской вере девушка получила созвучное имя Шуанат.

Яркие воспоминания о Шуанат нам оставили также позже пребывавшие в плену у горцев грузинские аристократки из рода Чавчавадзе и Орбелиани.

Грузинки, побывавшие в 1853-м году в чеченском ауле Ведено, новой ставке Шамиля, описали Шуанат как прекрасную и весьма образованную женщину, что весьма жестко конкурировала с другими супругами имама. В частности, спорила с его старшей женой Заидат, дочерью наставника Шамиля шейха Джамалуддина.

А вот с младшей, молоденькой чеченкой Аминат, Шуанат напротив находила общий язык, хотя та нередко, что называется, над всеми домочадцами прикалывалась.

Шуанат подарила мужу нескольких детей. Но до совершеннолетия дожила лишь дочь, нареченная именем Сапият. Шамиль подарил жене за то огромный перстень с алмазом, что та стала носить на платке, завязанном вокруг головы.

15 августа 1859-го года Шамиль капитулировал в Гунибе. Самого имама и его жен отправили в Петербург под ясны очи к императору Александру II.

-5

5 сентября того же года Шамиль с родней проезжал через Моздок. Жилье здесь ему предоставил богатый купец Улуханов, родной брат Шуанат. Так произошло примирение между обеими сторонами...

Из Петербурга Шамиль с семьей направлен был в калужскую ссылку. В Калуге имама и его семью ждал большой особняк. С детства знавшая как жить в условиях русского города Шуанат оказалась тут как никак кстати - помогала мужу и его окружению осваиваться в непривычной обстановке.

Интересно, что здесь по приказу царя для имама без его ведома сделали фотопортрет Шуанат. Шамиль остался очень недоволен - в исламе нельзя делать изображения людей, а женщина не должна еще и показывать лицо посторонним мужчинам. Чуть смягчился Шамиль, лишь узнав что фотографом Шуанат стала все же женщина.

После смерти Шамиля в Медине (1871 г.), русский царь дал Шуанат полную свободу передвижения. И та уехала доживать свой век в мусульманскую Османскую империю, где ей выписал большую пенсию султан. Шуанат ушла в 1877-м году, пережив на шесть лет мужа. Покоится она в Константинополе (Стамбуле).