Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

"Я пью за здоровье не многих..." История одиночества. П.А.Вяземский. Глава IV

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!

Итак, с весны 1821-го князь Вяземский – в отставке. Друзья (прежде всех – Карамзин) наперебой хлопочут за него перед Государем, и тот с неизменной улыбкою (ох, не зря Пушкин позже назовёт Александра «лукавым» и «лицедеем»... Тут, конечно, и личное, но, думается, что и лукавство, и лицедейство – обыденная часть «работы» любого правителя... За современным примером и ходить далеко не нужно, достаточно просто включить телевизор...) уверяет, что князь в любой момент может снова вернуться на службу куда пожелает «кроме Польши», что распаляет Вяземского ещё больше... Да, князь Пётр горяч, самолюбив и считает себя оскорблённым... И это он тогда ещё не знает, что за ним установлен уже тайный надзор! Уединившись в Остафьеве, Вяземский затевает ремонт усадьбы, для чего занимает 30 тысяч – средств не хватает, поместья убыточны. Новые стихи не пишутся, в печать уходят сплошь старые – «доваршавского» и «варшавского» периодов, когда строфы лились полноводною рекою, когда его превозносили, и требовали ещё, ещё... умоляли бросить всё, и заниматься только Поэзией!.. Князь раздражён и сумрачен. Путешествующий по Европе Жуковский сообщает о серьёзнейшей душевной болезни друга юности Батюшкова – тот пытался лечиться, но безуспешно. По прибытии в его Россию, друзья какое-то время лелеют надежду вернуть поэта в чувство, но вскоре понимают – Батюшков безнадёжен... Он так и остался наедине со своею душевной чернотою и страхом, телом пережив многих...- но не Вяземского.

Примерно так выглядел Батюшков в описываемое время... Внешнее умиротворение, но на душе...
Примерно так выглядел Батюшков в описываемое время... Внешнее умиротворение, но на душе...

Долги князя плодятся, правда, в параллель растущему семейству: в 1818-м родился сын Николай, в 1820-м – Павел, в 1822-м – дочь Надежда, в 1823-м – Пётр. Сообразно душевному и умственному настроям Вяземского, в 1820-х годах его перо наиболее ярко раскрывается в критических статьях. О, как славно он нашёл себя в критике! Поэзия – жанр всё же несколько вынужденно-ограниченный, где, как не в прозе остроумный, образованнейший, по-хорошему злой и не без желчи автор может самовыразиться совсем и наверняка, и чётко обрисовав предмет критики, и выигрышней подав собственное перо? «Остроумный князь Вяземский щедро сыплет сравнения и насмешки. Почти каждый стих его может служить пословицею, ибо каждый заключает в себе мысль. Он творит новые, облагораживает народные слова и любит блистать неожиданностию выражений» - пишет о нём в «Полярной звезде» драгунский поручик и будущий декабрист Александр Бестужев. Ему вторит пребывающий в ссылке Пушкин, признательный за статью о себе в «Сыне Отечества»: «Благодарю тебя, милый Вяземский! пусть утешит тебя Бог за то, что ты меня утешил. Ты не можешь себе представить, как приятно читать о себе суждение умного человека»...

Карандашный рисунок Пушкина 1820-го года.  Уже и не юноша...
Карандашный рисунок Пушкина 1820-го года. Уже и не юноша...

Пушкин... Ежели задуматься – сколько много общего нашлось в двух этих людях – несмотря на разницу в возрасте без малого в девять лет! Взрослели тогда очень быстро, по сути, девять лет – целая маленькая эпоха! Один появился на свет ещё в «золотой век Екатерины», другой же стал осознавать себя лишь при всё том же Александре. Если сравнить с новейшей российской историей, это примерно как родившийся при Ельцине едва ли поймёт ребёнка шестидесятых. Но!.. Оба – горячи, вспыльчивы, способны на необдуманное действие, могущее иметь далеко идущие последствия. Вспомним третью главу нашего цикла – и Вяземского, оскорблённого переменою в либеральных намерениях Государя. Он насмерть перепугал друзей: обидеться на Императора?!! Это же... сумасшествие! А Пушкин – с его чрезмерно вольнолюбивыми и открыто крамольными стихами? «Андрей Шенье», «Гаврилиада»... А это, это-то что?.. 1817-го года, между прочим, стихи!

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.

Надо ли удивляться ссылке столь... свободноязыкого молодого человека? Да уж, тут и заступничество славного Милорадовича не поможет! А что Пушкин позволял себе уже при Николае Павловиче? Желает вернуться на службу. Изволь. Пушкин теперь историограф с жалованьем и дозволением работать в архивах – вещь для николаевского времени почти неслыханная! Пушкину надобно ехать по пугачевским местам – для написания истории бунта? Не очень хотелось бы, да и тема – щекотливая, но – снова изволь. Пушкин просится в отставку, но с правом и дальше работать в архивах… Ссылается на семейные обстоятельства. Хм… Как же так? Николай через Бенкендорфа дает понять, что это было бы крайне нежелательно со всех сторон – главным образом, для самого Пушкина. Добряк Жуковский, узнав об этом опрометчивом шаге друга, умоляет и Пушкина и Государя поступить так, как будто бы ничего этого не было. Хорошо, не было – так не было. Пушкин хочет издавать журнал – изволь, издавай. Пушкин не хочет более издавать журнал – ну ладно, дело твое. Пушкин просит издать «Историю пугачевского бунта» за счет казны – пусть так (кстати, прямой убыток для государства – тираж остался нераспроданным). Пушкин просится в отпуск – предоставить отпуск. Пушкин просит денег, денег, денег…

Да уж, характеры!..

А ещё оба, пожалуй, - одни из самых умных людей в Империи. Недаром же Николай, вступив на престол, так и трактовал Пушкина: "Я сегодня говорил с самым умным человеком России". Оба – и Пушкин, и Вяземский – это о себе знали. И потому их окончательное сближение происходит именно эпистолярно, когда первый - в ссылке «свыше» в южных губерниях, второй – в "самоизоляции", такой вызывающий эскейпизм. Оба – под надзором. Оба – исполнены горечи, и не то, чтобы открыто фрондируют, но особо перед друзьями своей «мысленной оппозиционности» не скрывают. У обоих – крайняя нужда в средствах. Письменное общение друг с другом доставляет обоим всё более удовольствия, младший – охотно признаёт острый ум старшего (при этом исподволь ставя себя вровень с ним), второй, несколько ревнуя Пушкина к его звонкой лире, уже осознаёт, что менторство в отношениях с Пушкиным – дело пустое, и равенство признаёт. И – да, оба – признанные столпы отечественной поэзии. Батюшков, Жуковский – это уже прошлое, хоть и недавнее. Вяземский и Пушкин... Только лира одного приумолкла, второго же – только настраивается, чтобы уже вот-вот излиться десятками, сотнями гениальнейших мелодий.

Письмо Пушкина Вяземскому (правда, несколько более позднего периода)
Письмо Пушкина Вяземскому (правда, несколько более позднего периода)

Лучше всего взаимоотношения Пушкина и Вяземского характеризует история с просьбой первого похлопотать об издании отосланной князю рукописи «Бахчисарайского фонтана» и написать к поэме предисловие этнографического характера. Давно зревшая у Вяземского идея большой полемической статьи, посвященной русскому романтизму, объединилась с пушкинской просьбой, в итоге «предисловие» вышло программным скриптом, в котором, собственно, о самой поэме было лишь несколько суховатых упоминаний вроде «сие предание есть достояние поэзии» или «рассказ у Пушкина жив и занимателен»... Статья прогремела – тем более, что, раскупая «Бахчисарайский фонтан», читатель получал сразу два любопытнейших произведения! И, между прочим, продать эту занимательное издание князю удалось аж за три тысячи рублей – рекорд своего времени! Мы не можем судить – что думал Пушкин о такой «услуге», получив за три тысячи не издание собственного детища с легким предисловием и реверансом автору, а нечто вызывающее, задиристое, «остренькое» и небесспорное, не предваряющее поэму, а откровенно оттеняющее. Во всяком случае, прямых упрёков не последовало, Пушкин был благодарен за полученный гонорар (а Вяземский бескорыстно отослал всю сумму!), более, правда, к услугам князя как Издателя не прибегал...

А вот оно - то самое первое издание с "предисловием" Вяземского
А вот оно - то самое первое издание с "предисловием" Вяземского

На новом витке популярности (хоть и с некоторым оттенком сомнительности... не всё окружение Вяземского и Пушкина одобрило его «услугу» действительно нуждающемуся поэту), Вяземский затеял вместе с некрупным литературным подёнщиком затухающего «Вестника Европы» Полевым издавать журнал «Московский телеграф». Полевой не был человеком «его круга», но умел сыграть на самолюбии князя и проснувшемся в нём критическом даре.

А вот и он - Николай Полевой, предприимчивый и знающий толк в своём деле издатель. В наше время, не сомневаюсь, был бы преуспевающим медиамагнатом. Уж если капризного и непростого Вяземского сумел уболтать...
А вот и он - Николай Полевой, предприимчивый и знающий толк в своём деле издатель. В наше время, не сомневаюсь, был бы преуспевающим медиамагнатом. Уж если капризного и непростого Вяземского сумел уболтать...

Предприятие удалось: имя Вяземского привлекало подписчиков, его ежегодный доход исчислялся крайне необходимыми ему десятью тысячами, и оно весьма занимало князя Петра. Журнал поругивали, слог его был неровен, резкость суждений и не всегда приятная манера судить всё и всех порою отпугивала, но... это был успех! Печатался в нём и Пушкин, хоть и искренне недолюбливая издание. О содержании «Телеграфа» можно судить по его разделам: здесь были и последние моды, и критика, и новости отовсюду, и изящная словесность... Понятное дело, что за многое здесь был ответственен Полевой, с его острым чутьём, колоссальной работоспособностью и талантами межсословного просветителя знавший, как повыгодней продать свой продукт. Не хватало только "огоньковских" крестословиц на последней странице! Позднее формат "Телеграфа" успешно перенял некрасовский "Современник".

"Журнал " Бурда" смотрим ежемесячно!.." (С)
"Журнал " Бурда" смотрим ежемесячно!.." (С)

Смерть в начале 1825-го года семилетнего сына Николая едва не свела князя в могилу. Несколько месяцев пролежав с нервической горячкой, Вяземский как за спасение принимается было за работу, но, благоразумно решив развеяться и подлечиться, вместе с маленьким Павлушей выезжает через Петербург и Царское Село на воды в Ревель. Встреча со старыми друзьями – Карамзиным, Жуковским, былым знакомцем по московской юности ослепшим и обездвиженным поэтом Козловым, в печальной участи которого многие принимали посильное финансовое участие, новые знакомства – Дельвиг, Боратынский (они сблизятся чуть позже), долгожданный морской воздух делают своё дело...

Евгений Баратынский... Один из самых любопытных и малоизвестных русских поэтов! Его творчество было "убито" Белинским, раскритиковавшим сборник Баратынского "Сумерки". Через два года  последнего не стало. На похоронах, кстати, был Вяземский...              "Филида с каждою зимою,                                                                                                        Зимою новою своей,
  Пугает большей наготою
  Своих старушечьих плечей.
  
  И, Афродита гробовая,
  Подходит, словно к ложу сна,
  За ризой ризу опуская,
  К одру последнему она"
Евгений Баратынский... Один из самых любопытных и малоизвестных русских поэтов! Его творчество было "убито" Белинским, раскритиковавшим сборник Баратынского "Сумерки". Через два года последнего не стало. На похоронах, кстати, был Вяземский... "Филида с каждою зимою, Зимою новою своей, Пугает большей наготою Своих старушечьих плечей. И, Афродита гробовая, Подходит, словно к ложу сна, За ризой ризу опуская, К одру последнему она"

Князь снова возвращается в Поэзию. Стихи его изящны, красивы и... умны. «Слишком умны», - как всегда сдержанно по отношению к Вяземскому замечает Пушкин, неизменно придерживающийся того мнения, что «цель поэзии – поэзия». Однако же, эпиграфом к его «Станционному смотрителю» были строки именно из «Станции» Вяземского:

Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор.
Князь Вяземский.

Снова обращаю внимание на деликатность обращения Пушкина к князю Петру Андреевичу... Сам же поэт частенько (особенно – в дальнейшем) подвергался, скажем так, менторству князя, смешанному с со сложными чувствами последнего и к его поэтическому дару, и к Наталье Николаевне...

30 ноября 1825 года в Остафьеве Вяземские получают известие о смерти Государя в Таганроге. Впереди – неизвестность...

А в следующей главе у нас, понятно, декабристы, возвращение Пушкина и новое поприще князя Петра Андреевича.

ГЛАВА I ГЛАВА II ГЛАВА III

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Основные циклы канала в иллюстрированном гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ" или в новом каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу