Найти в Дзене
Филипп Москвитин

Царь Петр Великий - ревнитель памяти святого Великого князя Александра Невского

Празднуя весь этот год 800 - летие со дня рождения князя Александра Невского, самый день по Промыслу Божию совпадающий с днем России, вспомним событие, которое показывает важность личности Великого князя Александра Ярославича в деле строительства Империи, новой столицы и раскрывающее личность императора Петра Великого, как православного Государя, возведшего всероссийское почитание святого князя Александра Невского наравне с почитанием святителя Николая чудотворца. Достаточно сказать, что на Руси каждый третий храм строился в честь святого Николая Мирликийского, покровителя купечества, заступника в далеких путешествиях по морю, после же перенесения мощей князя Александра в Петербург, каждый третий храм строится в честь князя Александра, укрепляя отдаленные края Державы, напоминая людям о том, кто ограждал ее от врагов и как великий дипломат, воюя с Западом, укреплял дружбу с Востоком. В этот день, 4 июня / 17 июня 1723 года Государь император Петр I приказал торжественно перенести мощи святого благоверного Великого князя Александра Невского из Владимира в новую столицу, в Александро-Невский монастырь. На счет монастырских доходов положено построить раку в ковчеге с балдахином, везти ее на переменных лошадях от города до города посадским, ямщикам и всяким крестьянам и прибыть в Петербург к 25 августа. Там, где путь ковчега проходил по водам - Царь Петр сам вставал у руля и вел судно.

Перенесение мощей Великого князя Александра Невского императором Петром Первым в новую столицу 2001 год холст, масло художник Филипп Москвитин Собрание Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры
Перенесение мощей Великого князя Александра Невского императором Петром Первым в новую столицу 2001 год холст, масло художник Филипп Москвитин Собрание Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры

Вот как об этой церковно-исторической картине пишет исследователь творчества Москвитина Валентина Ефимовская, переходя от описания картины к портрету царя Петра Алексеевича - Торжественно, динамично полотно исторического живописца Филиппа Москвитина, посвящённое событию не просто из жизни Государя Петра Великого, но ставшее определяющим в судьбе России на несколько веков вперед – «Перенесение мощей святого Великого князя Александра Невского в Александро-Невскую Лавру». Художник выбирает сюжет, посредством которого показывает непреходящее, спасительное значение духовного преемства. Живописец, зная о сложных отношениях реформатора Царя Петра и Церкви, выбирает знаменательное событие из жизни Императора, который славился не только своими нововведениями, но и историческими военными победами. Следствием таковых явилась возможность закладки Санкт-Петербурга, где духовным центром стал Александро-Невский монастырь, впоследствии Александро-Невская Лавра. Эта большая, многофигурная картина, композиционно сложная, насыщенная многими историческими, богословскими, нравственными аналогиями и смыслами, несёт главную идею — идею Богоданности власти. Несмотря на многие сюжетно-семантические слои, произведение воспринимается в целостности, с живым интересом, потому что в нём есть драматическое начало. Художнику удалось создать диалогическую композицию: лица и фигуры, люди и предметы, силы стихии показаны во взаимодействии, в отношении друг к другу и к происходящему событию.

Художник размышляет над преображением Императора, который при всей сложности своей натуры, с возрастом стал осознавать необходимость обретения пути спасения. И потому незадолго до своей смерти решил перенести мощи Александра Невского в Санкт-Петербург по своей неколебимой вере, что святой Князь станет не только заступником новой столицы, но всей будущей России. Как труден был путь спасения, даёт понять в картине аллегория зыбкой, морской, штормовой стихии, по которой перевозили драгоценную святыню. Смысловым и идейным центром полотна является серебряная рака с мощами святого Александра Невского. Ее соседство с символами Царской власти — горностаевой мантией и императорской короной свидетельствует о необходимости объединения религиозного идеала и имперской идеи во благо России. Вдохновенная, обуреваемая страстями и непогодой личность Петра изображена художником в сдержанных, тревожных тонах в левой части картины. Правая же, пронизанная солнечными лучами, с изображением ровного и спокойного моря, является как будто местом веяния тихого ветра — «глас хлада тонка», духовного бытия, которое, как правильно понимает художник, может осуществляться только в пространстве Церкви.

Рассказывая языком живописи об истории России, Филипп Москвитин знакомит зрителя с личностями эту историю создающими, с личностью Петра I, выбравшего в покровители святого благоверного Великого князя Александра Невского. Царь усматривает общие черты судеб и характеров со святым Князем. Молод и отважен был Александр Невский, когда совершал свои исторические подвиги, молод и смел был его почитатель Царь Петр I. Оба заботились о благе Отечества. О личности Петра I художник предлагает судить самому зрителю по портрету «Царь Петр Алексеевич Романов».

Царь Петр Алексеевич 2010 год холст, масло 110х85 художник Филипп Москвитин Собственность автора
Царь Петр Алексеевич 2010 год холст, масло 110х85 художник Филипп Москвитин Собственность автора

Ясен взор молодого Царя, красиво лицо, выражающее уверенность и непреклонность. Но в первую очередь здесь обращает на себя внимание непривычный для изображений Петра I русский его костюм. Молодой Царь написан в национальных великокняжеских одеждах. Мы знаем его исторические изображения в символичных рыцарских латах, в реалистическом западноевропейском камзоле, подчеркивающем симпатии Петра. Этот бархатный, отороченный соболем костюм на основе польского кафтана, с умело изображёнными драгоценными застёжками, массивным нагрудным крестом с самоцветами, толстой златой цепью, символизирующей непрерывность русской традиции и самодержавной власти, тоже символ. И жезл в руках Царя, подаренный шахом Аббасом II его отцу царю Алексею Михайловичу Тишайшему в знак признания политической воли русского правителя, есть символичное напоминание о династической преемственности не только обязанностей, но предшествующих достижений и выгодных России политических приоритетов. Художник стремится подчеркнуть исконно русское происхождение Царя, который, однако, вскоре станет яростным реформатором всего и вся в России. Но пока он молод, он унаследовал златое Царство Святой Руси, символизируемое золотыми драпировками занавеса на втором плане, которые похожи на предвещающие бурю волны неспокойного моря. В глубине, разрывая этот золотой фон, бурливо разрастается не поддающееся однозначному определению зыбучее пятно, вероятно, символизирующее грядущие петровские преобразования. Для изображения зловещей полыньи или, может быть, «окна в Европу», художник точно находит холодные оттенки серо-стальных и сине-фиолетовых красок, вносящих в этот красивый парадный портрет Царя настроение беспокойства, тревоги и сожаления о неотвратимом крушении традиции, которую завещал ему беречь отец Царь Алексей Михайлович.

В Александро-Невской Лавре 2005 год холст, масло 200х150 Художник Филипп Москвитин
В Александро-Невской Лавре 2005 год холст, масло 200х150 Художник Филипп Москвитин

#петр первый #петр великий #александр невский #православие #филипп москвитин #история #история россии #россия #петербург