Празднуя весь этот год 800 - летие со дня рождения князя Александра Невского, самый день по Промыслу Божию совпадающий с днем России, вспомним событие, которое показывает важность личности Великого князя Александра Ярославича в деле строительства Империи, новой столицы и раскрывающее личность императора Петра Великого, как православного Государя, возведшего всероссийское почитание святого князя Александра Невского наравне с почитанием святителя Николая чудотворца. Достаточно сказать, что на Руси каждый третий храм строился в честь святого Николая Мирликийского, покровителя купечества, заступника в далеких путешествиях по морю, после же перенесения мощей князя Александра в Петербург, каждый третий храм строится в честь князя Александра, укрепляя отдаленные края Державы, напоминая людям о том, кто ограждал ее от врагов и как великий дипломат, воюя с Западом, укреплял дружбу с Востоком. В этот день, 4 июня / 17 июня 1723 года Государь император Петр I приказал торжественно перенести мощи святого благоверного Великого князя Александра Невского из Владимира в новую столицу, в Александро-Невский монастырь. На счет монастырских доходов положено построить раку в ковчеге с балдахином, везти ее на переменных лошадях от города до города посадским, ямщикам и всяким крестьянам и прибыть в Петербург к 25 августа. Там, где путь ковчега проходил по водам - Царь Петр сам вставал у руля и вел судно.
Вот как об этой церковно-исторической картине пишет исследователь творчества Москвитина Валентина Ефимовская, переходя от описания картины к портрету царя Петра Алексеевича - Торжественно, динамично полотно исторического живописца Филиппа Москвитина, посвящённое событию не просто из жизни Государя Петра Великого, но ставшее определяющим в судьбе России на несколько веков вперед – «Перенесение мощей святого Великого князя Александра Невского в Александро-Невскую Лавру». Художник выбирает сюжет, посредством которого показывает непреходящее, спасительное значение духовного преемства. Живописец, зная о сложных отношениях реформатора Царя Петра и Церкви, выбирает знаменательное событие из жизни Императора, который славился не только своими нововведениями, но и историческими военными победами. Следствием таковых явилась возможность закладки Санкт-Петербурга, где духовным центром стал Александро-Невский монастырь, впоследствии Александро-Невская Лавра. Эта большая, многофигурная картина, композиционно сложная, насыщенная многими историческими, богословскими, нравственными аналогиями и смыслами, несёт главную идею — идею Богоданности власти. Несмотря на многие сюжетно-семантические слои, произведение воспринимается в целостности, с живым интересом, потому что в нём есть драматическое начало. Художнику удалось создать диалогическую композицию: лица и фигуры, люди и предметы, силы стихии показаны во взаимодействии, в отношении друг к другу и к происходящему событию.
Художник размышляет над преображением Императора, который при всей сложности своей натуры, с возрастом стал осознавать необходимость обретения пути спасения. И потому незадолго до своей смерти решил перенести мощи Александра Невского в Санкт-Петербург по своей неколебимой вере, что святой Князь станет не только заступником новой столицы, но всей будущей России. Как труден был путь спасения, даёт понять в картине аллегория зыбкой, морской, штормовой стихии, по которой перевозили драгоценную святыню. Смысловым и идейным центром полотна является серебряная рака с мощами святого Александра Невского. Ее соседство с символами Царской власти — горностаевой мантией и императорской короной свидетельствует о необходимости объединения религиозного идеала и имперской идеи во благо России. Вдохновенная, обуреваемая страстями и непогодой личность Петра изображена художником в сдержанных, тревожных тонах в левой части картины. Правая же, пронизанная солнечными лучами, с изображением ровного и спокойного моря, является как будто местом веяния тихого ветра — «глас хлада тонка», духовного бытия, которое, как правильно понимает художник, может осуществляться только в пространстве Церкви.
Рассказывая языком живописи об истории России, Филипп Москвитин знакомит зрителя с личностями эту историю создающими, с личностью Петра I, выбравшего в покровители святого благоверного Великого князя Александра Невского. Царь усматривает общие черты судеб и характеров со святым Князем. Молод и отважен был Александр Невский, когда совершал свои исторические подвиги, молод и смел был его почитатель Царь Петр I. Оба заботились о благе Отечества. О личности Петра I художник предлагает судить самому зрителю по портрету «Царь Петр Алексеевич Романов».
Ясен взор молодого Царя, красиво лицо, выражающее уверенность и непреклонность. Но в первую очередь здесь обращает на себя внимание непривычный для изображений Петра I русский его костюм. Молодой Царь написан в национальных великокняжеских одеждах. Мы знаем его исторические изображения в символичных рыцарских латах, в реалистическом западноевропейском камзоле, подчеркивающем симпатии Петра. Этот бархатный, отороченный соболем костюм на основе польского кафтана, с умело изображёнными драгоценными застёжками, массивным нагрудным крестом с самоцветами, толстой златой цепью, символизирующей непрерывность русской традиции и самодержавной власти, тоже символ. И жезл в руках Царя, подаренный шахом Аббасом II его отцу царю Алексею Михайловичу Тишайшему в знак признания политической воли русского правителя, есть символичное напоминание о династической преемственности не только обязанностей, но предшествующих достижений и выгодных России политических приоритетов. Художник стремится подчеркнуть исконно русское происхождение Царя, который, однако, вскоре станет яростным реформатором всего и вся в России. Но пока он молод, он унаследовал златое Царство Святой Руси, символизируемое золотыми драпировками занавеса на втором плане, которые похожи на предвещающие бурю волны неспокойного моря. В глубине, разрывая этот золотой фон, бурливо разрастается не поддающееся однозначному определению зыбучее пятно, вероятно, символизирующее грядущие петровские преобразования. Для изображения зловещей полыньи или, может быть, «окна в Европу», художник точно находит холодные оттенки серо-стальных и сине-фиолетовых красок, вносящих в этот красивый парадный портрет Царя настроение беспокойства, тревоги и сожаления о неотвратимом крушении традиции, которую завещал ему беречь отец Царь Алексей Михайлович.
#петр первый #петр великий #александр невский #православие #филипп москвитин #история #история россии #россия #петербург