Найти тему
ХронИКстори

Первая женщина, которую приняли в Академию рисунка во Флоренции

Автопортрет в образе мученицы
Автопортрет в образе мученицы

Имя художницы эпохи барокко Артемизии Джентилески стало известным в 1970-е годы, когда международная феминистская организация сделала ее символом своего движения. Популярность Артемизии в определенных кругах столь велика, что ее именем называют не только феминистские сообщества, но и «женские отели».

Далеко не всегда знакомство с биографией художника помогает понять его искусство. Однако в случае с Артемизией Джентилески (1593–1653) биография и искусство столь неразрывно переплетены, что без представления об ее яркой и чрезвычайно драматической жизни невозможно понять искусство этой выдающейся художницы XVII столетия. Артемизия вошла в историю искусства не только потому, что принадлежала к слабому полу (что было редким исключением из правил в эпоху, когда историю искусства создавали мужчины), но и потому, что сумела занять в ней равное с творцами-мужчинами место. Роль Артемизии понимали и современники, недаром она была первой женщиной, которую приняли в Академию рисунка во Флоренции.

Артемизия Джентилески. Автопортрет в виде аллегории Живописи (Фрагмент). 1630-е. Холст, масло. Королевское собрание, Виндзор
Артемизия Джентилески. Автопортрет в виде аллегории Живописи (Фрагмент). 1630-е. Холст, масло. Королевское собрание, Виндзор

Она была дочерью живописца — Орацио Джентилески (1553–1639), одного из наиболее оригинальных последователей Караваджо в Италии. Её отец был первым учителем Артемизии, очень рано проявившей способности к живописи: вполне профессиональная картина «Сусанна и старцы» датирована 1610 годом, соответственно, художнице было тогда 17 лет. До сих пор нет единого мнения в отношении атрибуции картины, некоторые искусствоведы полагают, что она была написана отцом Артемизии, или он, по крайней мере, принимал участие в ее написании. В подписи значится достаточно определенно: «Артемизия Джентилески».

Сусанна и старцы Артемизия Джентилески
Дата: 1610
Сусанна и старцы Артемизия Джентилески Дата: 1610

Видя талант дочери, Орацио Джентилески обратился к пейзажисту Агостино Тасси, с которым в то время сотрудничал, с тем чтобы тот обучил Артемизию искусству. История случившаяся далее, стала поводом для судебного разбирательства. Агостино Тасси, известный своим буйным и жестоким нравом, изнасиловал юную ученицу.

Сохранилось много документов, имеющих отношение к этой печальной истории. Из искового заявления Орацио понятно, что Тасси, обесчестив Артемизию, подло обманывал её, обещав на жениться. В Италии был не гласный закон, когда из соображений чести соблазнивший девушку мужчина венчался с ней в церкви. Отец Артемизии знал о случившемся и надеялся, что брак состоится. Однако Тасси к тому времени был давно женат, о чем не подозревали ни Артемизия, ни ее отец.

Артемизия Джентилески. Кающаяся Мария Магдалина. 1620–1625. Холст, масло. Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция
Артемизия Джентилески. Кающаяся Мария Магдалина. 1620–1625. Холст, масло. Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция

Нравы римской художественной богемы начала XVII века поражают жестоким цинизмом. Тасси приглашал Артемизию на загородные прогулки с приятелями, чтобы позже, во время судебного разбирательства обвинить ее в распутном нраве. Да и Орацио, по сути, заставил свою дочь пройти через суд, включавший жестокие допросы в присутствии насильника и даже пытки, сделав историю достоянием гласности. Тасси просидел в тюрьме восемь месяцев, а затем был отпущен на свободу. Судебный процесс Джентилески был не последним в жизни Тасси, позже его обвинили в организации убийства собственной жены, что не мешало ему быть превосходным художником и, помимо всего прочего, стать учителем Клода Лоррена.

Юдифь и её служанка Артемизия Джентилески
Дата: 1613
Юдифь и её служанка Артемизия Джентилески Дата: 1613

Артемизия всё же удолось выйти замуж за некоего Стиаттези и уехать во Флоренцию, где, невзирая на произошедшее, стать успешной художницей. Эта страшная история произошедшая с молодой девушкой отложила глубокий отпечаток и отразилась на произведениях Артемизии. Она в течение всей жизни питала особый интерес к изображению либо женщин, подвергшихся мужскому насилию (Сусанна, Вирсавия), либо героических женщин, которым удалось одержать верх над мужчинами (Юдифь, Эсфирь).

После десятилетнего пребывания во Флоренции Артемизия возвращается в Рим, а затем переезжает в Неаполь, с которым связан поздний период ее творчества. В Неаполе она подружилась с великим испанским художником Хусепе Риберой. В Неаполе Артемизия довольно много работает над заказами на алтарные композиции и по-прежнему весьма оригинальна даже в трактовке самых традиционных сюжетов. Так, в «Благовещении» (1630, Неаполь, музей Каподимонте) ангел с мощными крыльями и вздымающимися драпировками, заряженными энергией, он очень похож на властных женских героинь картин флорентийского периода, а Мадонна смиренно и отстраненно принимает благую весть.

В 1916 году крупнейший исследователь Караваджо итальянский искусствовед Роберто Лонги справедливо подчеркнул роль художницы в распространении караваджизма в северной Италии, долгие годы ее искусство рассматривалось лишь с точки зрения воинствующего феминизма.

ХронИКстори