Побывать на выставке православного облачения в Эрмитаже мне удалось уже давненько, а вот написать об этом все не хватало времени.
Я не буду рассказывать о сакральных значениях облачения, хочу лишь показать потрясающую красоту вышивки и великое мастерство вышивальщиц (к сожалению, впечатление портят блики стеклянных витрин, но основные моменты все равно видны).
Считается, что особые одежды должны были в том числе отделить процесс богослужения от повседневной жизни и появились в христианской церкви во времена учеников Христа — апостолов.
На выставке можно увидеть вещи из крупных соборов и монастырей: Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры, Князь-Владимирского и Николо-Богоявленского морского соборов, из домового храма Зимнего дворца. Здесь же образцы тканей, эскизы облачений для полковых священников — много интересного.
На оплечье мантии епископа галуном выложен крест, внутри которого выполнены дополнительные мелкие детали. Вот где хорошо видно, как разные нити (похоже на бить и канитель) создают разную же фактуру поверхности — гладкую и шероховатую.
В следующей витрине на спинке фелони (так называется верхнее облачение в виде накидки) на месте креста вышит орден святого Александра Невского. Это значит, что духовное лицо, которому принадлежала фелонь, было удостоено такой высокой награды.
Саму же фелонь нужно рассматривать долго, детально и внимательно — настолько красива вышивка! И опять использование разных металлических нитей создает сложную поверхность узора, добавляет объем.
С фелонью соседствует бархатный стихарь потрясающего глубокого оттенка красного. И вышивка, рядом с которой хочется замереть надолго...
Чего здесь только нет! Грозди винограда (один из символов христианства), листья, растительные узоры... На оплечье спереди вышиты апостол Петр и архангел Михаил, сзади — сюжет «Коронование Богоматери».
Интересно, что лики написаны маслом на картоне. Такая техника пришла на смену трудоемкому лицевому шитью в XIX веке.
Идем дальше. Темно-синий — комплект облачения епископа из ризниц Александро-Невской лавры (об этом сообщает штамп на подкладке, как указано в описании).
Рядом фелонь с надписью на подкладке:
«Сия фелонь пожалована благочестивейшею государынею императорицею Екатериною II-й 1772 года сентября 9-го на другой день освящения нового придела Успения Божией Матери».
Речь идет о Князь-Владимирском соборе, главный престол которого после окончания строительства в 1789 году освятили во имя святого князя Владимира.
Экспозиция небольшая, но очень интересная. Пришлось разделить информацию на две части. Поэтому продолжение следует!
Чтобы не пропустить, подпишитесь на канал. Если хотите почитать еще что-нибудь, выбирать удобно в «Навигации по каналу».