Правда, красивая картинка? Это Giraglia Rolex Cup, одна из самых престижных регат средиземноморья, залив Сен-Тропе, 2019 год...
Сегодня, как и всегда, я не про оффшоры, фейерверки, дорогие часы и яхты. Я снова про обычную школу. А это фото – подходящая иллюстрация к тому, о чём хочу поговорить. Об индивидуализации школьного обучения.
Что делают люди на этих парусниках?
Они играют. Они изучили правила этой игры, отработали необходимые навыки, получили маршрут и отправились в путь. Они соревнуются друг с другом и соревнуются на время – кто быстрее. Но они соревнуются ещё и с собой: преодоление страхов, испытание на прочность, развитие ловкости и сноровки, силы воли и способностей, новый опыт. И, конечно, они заряжены на достижение цели в борьбе с непредсказуемостью. Плюс ставка на удачу - игра с судьбой.
У них общие правила, очень похожие паруса, одинаковый маршрут и один на всех финиш. Даже ветер у них один на всех. Но, стартовав вместе, они не финишируют одновременно. И такая задача не ставится. Иначе не будет игры.
Давайте вмешаемся в ситуацию и скорректируем эту гонку - снимем людей с парусников и пересадим всех на одно судно. Например, на этот канадский колёсный пароход:
Поместятся все.
Не станем менять маршрут. Его теперь и объявлять никому не надо - достаточно, чтобы маршрут знал только рулевой. И ветер нам теперь не нужен, только мешает. Следить за процессом стало гораздо спокойнее и удобнее, даже самолёт для этого не нужно поднимать в воздух - экономия. Вообще, всё становится намного проще и надёжнее. А какие широкие возможности для общения людей между собой!
Правда, гонки нет. Нет преодоления, нет стремления к победе. Нет возможности проявить себя, испытать себя, доказать себе. Нет свободы, нет препятствий, нет личных целей. Поэтому участники гонки, скорее всего, сойдут на берег ещё до отплытия. На пароходе останутся разве только гости регаты, которые пришли отдохнуть и развлечься, а вовсе не достигать каких-то побед.
Ничего не напоминает?..
Я помогу.
Давайте мысленно наложим всю эту регату на школу.
Парусников мы там не увидим. Колёсный пароход - есть, это – школьный класс. Пассажиры на пароходе – ученики. За рулём – учитель. (Ладно, за штурвалом). Он же крутит педали, чтобы вращать «волшебное» колесо. Он же – «экскурсовод», и он же – спасатель. Самолёт здесь тоже не случайно - это директор школы подвёз учителю конверты с новыми ВПР.
На мой взгляд, очень адекватное сравнение получилось. И учитель - загруженный-перегруженный как есть, и ученики как культурно развлекающиеся за партой на природе.
У нашего парохода может быть даже парус. Но это мало что меняет, когда парус бутафорский, а пароход никуда не идёт. Как этот, например:
Что ж, разок прокатиться в каникулы на таком пароходе всем классом было бы круто. В заливе Сен-Тропе. Если только учитель - с классом, а не за рулём и не за барной стойкой. Но работать десять лет в таком формате как ученику мне б наскучило, а как учитель – не хочу, потому что при огромной нагрузке (шкипер, тягач, рулевой, штурман, спасатель, экскурсовод,…) результат обучения будет неприемлемым...
А давайте попробуем пересадить школу с парохода на парусники.
Мысленно, конечно. Помечтаем, используя подходящие фотографии, предоставленные сервисом Яндекс.Картинки.
Снимаем класс с «парома» и даём каждому школьнику собственное «плавсредство».
Эксклюзивных не бросаем, подбираем «паруса» и для них.
Всех обучаем самостоятельному управлению движением.
Поначалу детям будет непросто,
порой даже страшно,
кому-то совсем не понравится,
но в итоге научатся все.
И «очкарики» тоже.
За время обучения не раз кто-то вывалится за борт,
но никто не утонет, а лишь накупаются, потому что рядом всегда будет учитель, который вовремя бросит спасательный круг.
Когда подготовка завершена, каждый получает маршрут следования, лоцию и отправляется в путь.
Не обязательно все одновременно, каждый может стартовать там и тогда, когда пришло его время. И вот здесь начинается самое интересное.
Никто не спит и не торчит в телефоне. У каждого есть своя цель и свои амбиции - преодолеть себя, доказать всем, победить!
Кого-нибудь надо заставлять?
Кто-то ещё прогуливает?..
Мотивация? Вы вообще о чём?
Эксклюзивные ребята тоже участвуют, успешно справляются и финишируют. Может, помедленнее других, на адаптированном судне и по облегчённому маршруту, но вместе со всеми.
А всё потому, что рядом или немного позади незримо и всегда присутствует учитель, который не даст ни сойти с дистанции, ни, тем более, утонуть.
И у детей будут победы
И, радуясь детским победам, будет по-настоящему счастлив учитель
Правда, здорово?!
Как сделать, чтобы такая «регата» пришла в школы? Ведь это и есть те самые индивидуальные траектории, о которые школа споткнулась: все понимаем, что без них невозможно двигаться дальше, но никто не знает, как их организовать.
Как пересадить всех детей с «устаревшего парохода» на «парусники»?
Это возможно!
Но без смены образовательной парадигмы не обойтись. Придётся поступиться единым календарным учебным графиком. Невелика потеря, если сравнивать с тем, что получаем взамен.
Оставляем 11 лет в качестве продолжительности школьного обучения. Определяемся, наконец, с содержанием общего образования – что действительно нужно и может быть освоено учеником за 10 лет в школе. В первый год обучаем ребёнка самостоятельной работе с инструментами школьника (учим «управлять парусником»). Дальше, со второго по одиннадцатый класс, каждый ученик движется своим маршрутом, так быстро, как он может и как сам выбрал.
Родители обеспечивают посещаемость и готовность ребёнка к обучению. Школьник выбирает уровень погружения в предмет и скорость продвижения. Учителя помогают ему справляться с выбранной программой. При этом школа предоставляет всем ученикам равные возможности. И если у ребёнка есть желание достигать, то школа обеспечивает ему соответствующую поддержку. Школа вместе с родителями ответственны за то, чтобы разбудить у ребёнка такое желание.
Никакие оценки не нужны.
Вместо оценки: умеешь применять изученное – двигайся дальше, не получается – найди упущенное, позанимайся ещё, научись применять и тогда двигайся дальше.
К выпуску у каждого школьника - свой уровень достижений: кто-то освоил рекомендованную программу в отведённое время; кто-то успел углубиться в профиль и закончил обучение на год раньше; кто-то к 11-му году выполнил только программу начальной школы. Это честно и без обмана. Никакие портфолио и «цифровые профили школьника» не нужны. Каждый получает то, что он выбрал и над чем работал. Аттестат показывает фактически достигнутый уровень освоения школьной программы, а не придуманные кем-то оценки.
Меняются функции учителя, исчезают репетиторы, нет оценок, нет домашних заданий, нет ВПР - всё по-другому. Всё непривычно, альтернативно, радикально. Неизменной остаётся только вечная классно-урочная система. И это хорошо!
Фантастика? Нет.
Это работает!
Я не углубляюсь здесь в детали, потому что недавно вышла книга, в которой всё подробно описано. С примерами и результатами. Я назвал её «Школа из будущего». Она есть на Озоне. Вот ссылка для тех, кому действительно интересно.
Не знаю, сколько времени потребуется, чтобы эта Школа из будущего пришла к нам в настоящее. Но иного способа решить ВСЕ существующие школьные проблемы, не создавая новых, я не вижу. И, похоже, никто не видит. А значит, решение должно быть, по крайней мере, неожиданным. И непременно простым.
Мне нравится высказывание Альберта Эйнштейна на этот счёт. Оно как раз для тех, кто цепляется за старые привычки:
«Если в первый момент идея не кажется абсурдной, она безнадежна»