Найти в Дзене
Канал карикатур

Великий и ужасный НЭП, картинки из двадцатых

Привет, друзья! А давно у нас не было двадцатых годов! Я их обожаю! Двадцатые вообще интересные, в том числе и для "Крокодила": это было невероятное время острых, дерзких рисунков. Тем более такая тема, как нэп, который многие оплакивают как возможно, несбывшуюся возможность для экономического развития страны.

Я не помню, чтобы нэп показывали в кино. Единственный фильм, который могу вспомнить "Последнее лето детства". Там все очень красиво. И нэпманы такие интересные. Так вот, хоть про нэп и не так часто показывали в кино и на картинах, но свой след эпоха все-таки оставила,ее помнили долго. Потому у нас два пост-нэповских рисунка.

Художник А.Радаков журнал "Крокодил"№35-36 1934
Художник А.Радаков журнал "Крокодил"№35-36 1934

Смотрите, это уже не нэп. Более того, это целы 1934, и рисунок не в стиле двадцатых. И вообще тут про"кабацкую Москву". Но я подумала, а не это ли недобитые нэпманы? И включила ее в подборку.
Такой маленький рисунок, а сколько в нем деталей! Посмотрите, например, на стену. Там висит Богородица, а зал украшен обнаженными корами. Та, что справа пребывает в изумлении. Ну и ясное дело, грабят посетителя.

А тут 1929, сказано, что сцена имеет место "в семье нэпмана".Но дело в том, что нэп существовал до 1928. Эпоха ушла, но память о ней живет!

Художник Ю. Ганф журнал "Крокодил" №42 1929
Художник Ю. Ганф журнал "Крокодил" №42 1929

„СВОИ ПАРЕНЬ" (В семье нэпмана)

-А ведь и коммунисты бывают хорошие... Взять хоть нашего управдома, — сколько он нам добра сделал! И заборные книжки выхлопотал, и квартплату берет как с безработных, и от выселения спас. Жаль, что мало их таких в партии.

Интерьерчик классный. Пасьянс -символ классово-чуждого элемента. Начиная с пятидесятых "не совсем сознательные" граждане изображались с сигаретой. А тогда вот так, за пасьянсом.

Письмо в редакцию подписано "Пятеро". Так и хочется добавить: "Анонимки. Начало".

Художник М.Черемных журнал "Крокодил"№08 1922
Художник М.Черемных журнал "Крокодил"№08 1922

НЭП—его действительно условие в государственном масштабе. Л частному хозяину и жулакам (так в тексте-прим.К.К.) рабочие не дадут вырасти больше чем надо

Письмо в редакцию из Кохмы. Мы рабочие хлопкового склада Б. К. Т. М. читаем вашу газету. Много хоро­шего и справедливого написано в ней, особенно про рабочую жизнь . Одно нам слово не понятно. — Нэп, и „Крокодил" вам рассказывал про Нэпа, а понять это слово мы не можем: спросили кое-кого, из знающих, растолковали нам. да все по разному, кто говорит, что это умный и деловой человек, а кто говорит, что это такое условие в государственном масштабе, а кто говорит, что это жулики, которым теперь свобода. Думали мы думали, да а решили, чего кто пишет, тот пусть и об'ясняет. Пятеро

Художник А.Топиков журнал "Крокодил"№16 1929
Художник А.Топиков журнал "Крокодил"№16 1929

— Если весь Советский Союз двенадцатый год находится в буржуазном окружении — почему не может один коммунист, — ну, скажем, я, — в этом окружении хоть вечерок побыть! Даже странно!

Художник Б.Ефимов журнал "Крокодил"№10 1922
Художник Б.Ефимов журнал "Крокодил"№10 1922

А вот типичные граждане нэпманы - по ресторанам ходят, разумеется. Это для них такое же естественное место, как для рабочего завод. Есть даже подозрение, что на самом деле нэпманы живут в ресторанах.

Вот такие нэпманы.