Реальность, в которой довелось жить и творить Михаилу Афанасьевичу Булгакову, глубоко трагична. Старый мир рухнул, новый был писателю непонятен и неприятен. Хуже того, на тот момент этот самый «новый мир» существовал лишь в воображении его экзальтированных адептов. Обыватели же пытались выживать с тем немногим, что ещё оставалось от старого мира. В прежних домах, в которые заселились новые хозяева жизни, в тех же городах. Даже само общество, хоть и взбаламученное Гражданской войной, мало изменилось.
Однако было очевидно, что этим самым обществом кто-то должен управлять. У называющих себя новой властью это получалось из рук вон плохо, и в текстах Булгакова это отчётливо видно. К примеру, в «Роковых яйцах» катастрофа происходит по вине не только главы совхоза «Красный луч» Александра Семёновича Рокка, но и неназванных его покровителей в высших кругах, приказавших профессору Персикову передать малограмотному председателю совхоза экспериментальную аппаратуру. Не говоря уже о том, что новые власти виновны в бардаке на почте, из-за которого заказанные учёными яйца рептилий оказались в совхозе.
Не лучше обстоят дела и в «Собачьем сердце». Швондер сперва помогает Шарикову начать карьеру, не распознав в нём опасность, в том числе для него самого. А потом оказывается бессилен, как и Рокк в аналогичной ситуации. И даже высокий покровитель профессора Преображенского может разве что не дать ход одному доносу Шарикова, но с самим Шариковым справиться не в состоянии, ибо тот для новой власти классово близкий и потому де-факто неприкосновенен.
В «Мастере и Маргарите» беспомощность власти достигает предела. Милиция в этом романе представляет собой комичное зрелище, поскольку ни следователи с оперативниками, ни их начальство попросту не в состоянии понять, с кем и чем они имеют дело. Свита Сатаны попросту играет с ними, а то и использует в собственных целях, подбрасывая местным чиновникам валюту и донося на них по телефону.
Может быть, по мнению Булгакова, какие-нибудь другие люди могли бы справиться лучше? К примеру, представители прежней имперской элиты, аристократы и военные? Увы, нет. В «Белой гвардии» и особенно «Беге» автор наглядно показал бессилие в сложившихся обстоятельствах даже самых честных и умных представителей старой власти.
Урождённый аристократ в текстах Булгакова тоже имеется. Это Иван Васильевич Бунша, он же Корецкий, происходящий из княжеского рода. Волею автора он оказывается сперва советским чиновником — управдомом, который явно не справляется со своими обязанностями. Затем Бунша-Корецкий попадает в прошлое и занимает престол Ивана Грозного. Но даже вор Милославский оказывается куда более адекватным и патриотичным, чем Бунша, способный просто так раздавать другим странам с трудом завоёванные Россией земли.
Не питал Булгаков никаких иллюзий также и относительно интеллигенции с учёными. Профессора Персиков и Преображенский были непосредственными виновниками катастроф, происходивших на страницах книг «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Творческая же интеллигенция в лучшем случае бессильна, как Мастер, пытавшийся всего-навсего опубликовать свой роман. Или, к примеру, администратор театра Римский, большой знаток своего ремесла, который абсолютно ничего не способен сделать в условиях творящегося вокруг хаоса.
Интеллигентами являются и такой не слишком симпатичный персонаж «Мастера и Маргариты» как Михаил Александрович Берлиоз, а вместе с ним и вся прочая шайка советских литераторов, упорно травившая Мастера. Так что цену своим собратьям по писательскому цеху Булгаков отлично знал и никаких иллюзий на их счёт не испытывал.
Однако в «Мастере и Маргарите» кроме людей действуют и представители иных, сверхъестественных сил. Может быть они могли бы навести порядок в постимперской России? Тем более, что Воланд в тексте открыто хвастается своим всемогуществом, ему даже удаётся убедить в нём несчастную Маргариту. Да и над Воландом есть власть, которой он вынужден подчиняться даже против своей воли.
Однако эти высшие силы, хоть и решают судьбу Мастера и его подруги, но делают это выведя обеих за пределы мира живых. То есть убив их. В реальности романа Господь вообще не вмешивается в людские дела, предоставляя это Сатане. А тот, в лице Воланда, хоть и действует весьма активно, но по сути столь же бесплодно. Да, он может покарать виновных и поразвлечься в процессе, но и только. На общество в целом все выходки Воланда заметного влияния не оказывают. Что неудивительно, ведь Сатана по сути своей разрушитель, он не может и не должен помогать людям выстраивать разрушенные общественные связи. В итоге у Булгакова получается, что даже казалось бы имеющие абсолютную власть сущности не в состоянии справиться с происходящими на Земле процессами.