Найти тему
Russian Travel Team

Съездил в Вичугу - с ужасом отметил, во что превращаются русские города

Мы объездили сотни городов России. С печалью надо отметить, вслед за пропагандистом-урбанистом Ильей Варламовым, что отечественные города стремительно теряют свою идентичность, становясь неотличимыми друг от друга. Особенно это касается так называемых малых городов (с населением до 50 тыс. человек). Вместе с тем, как раз среди некрупных городов стоит искать «изюминки» с нотками самобытности. Вероятно, связано это с ограниченностью их бюджета, что не позволяет откровенно некомпетентным управленцам уничтожать историческую городскую среду.

Сегодня посетим немного странноватый город Вичуга, расположившийся в Ивановской области где-то между Иваново, Шуей, Кинешмой и Волгой. Уже тут можно отметить необычность расположения города вдали от крупных дорог, а по сути на «пустыре» между ядрами расселения и волжским водным путем.

Формально городом Вичуга стала лишь в 1925 г., хотя по факту появилась в середине XIX в., примерно одновременно с Иваново. Тогда в тех краях из городов тогда были только Кинешма и Юрьевец на Волге и довольно древняя Шуя. С середины XIX в. обделенная природными условиями и ресурсами, но расположенная вдоль Волги Ивановская губерния становится одним из центров стремительно развивавшейся в Российской Империи текстильной промышленности. Притом одним из ярчайших и крупнейших центров, развивавшим промышленность и в окрестных поселениях. В 1867—1871 гг. через Вичугу была построена одна из крупнейших частных железных дорог Иваново—Кинешма.

-3

О былом величии города сегодня напоминают образчики выдающейся архитектуры. Почти все достижения здесь связаны с текстильными промышленниками Коноваловыми. В 1914—1915 гг. (с достройкой в 1923—1924 гг.) Коноваловы выстроили здесь монструозных размеров дом культуры, один из крупнейших и красивейших в России. И с одним из старейших панно герба СССР по совместительству. Сейчас тут обитают милые бабки-смотрительницы с крайне характерным окающим акцентом :)

-4

Посмотрите какая получается красота, если не скупиться на хороших архитекторов и содержать в порядке творения предшественников:

-5

Еще один памятник архитектуры ― роддом и ясли 1912 г. постройки:

-6
-7

Некоторая обшарпанность зданий придает им шарма, но не способно скрыть фантастические амбиции промышленников Коноваловых, отстроивших все это посреди поля. А вот реклама с дизайном начала 2000-х ― просто ужас и срам... Хотя кошмарные дорожные знаки ничуть не лучше. Вдобавок Вичуга примечательна еще и своей пустынностью и несоответствию масштаба царской архитектуры и современной мелочности. Кстати, как вы считаете, действительно ли такие крупные дорожные знаки в ярких рамочках нужны или это блажь некультурных малограмотных чиновников, и их надо менять на лаконичные и менее яркие?

-8
-9

Это не «сталинская» архитектура 1950-х, как могло бы показаться, а поздний неоклассицизм 1910-х гг. Правда и тут зачем-то напортили стеклопакетами и кондиционерами:

Прежде чем перейти к самому потрясающему, давайте посмотрим, что оставили Вичуге пролетарии (помимо памятника Ленину и переименования всего подряд). Сравниваем...

-11
-12

Типовая застройка середины 1920-х гг. милее: двухэтажные полукаменные здания с жилыми мансардами. В соседней Кинешме такого больше, там комплекс таких домиков ― рабочий поселок Второй фабрики ― является памятником архитектуры.

-13

Впрочем, современный «вклад» просто ужасен. Вичуга отличный пример устойчивой культурной деградации последнего столетия. Глаза вытекают:

-14

Генерал Л. М. Сандалов родился и вырос в окрестностях Вичуги. Думаю, его взгляд на уродующую город Пятерочку говорит сам за себя:

-15

Давайте после этого ужаса вернемся к самому интересному и потрясному ― вичугской промышленной архитектуре. Ткацкая фабрика Коноваловых, основанная в 1812 г. была одной из крупнейших в имперской России. Визитной карточкой фабрики, Вичуги, да и вообще образчиком промышленной архитектуры России является так называемый Бетонный корпус 1915 г. Один из торцов корпуса украшен монструозным пятиколонным портиком. Вы только поглядите на его размеры! Это самые массивные колонны в России (диаметр 2,7 м!) и один из самых крупных портиков вообще: в кадр попали люди для масштаба.

Другой фасад, который тоже выложен из кирпича. Фабрика до сих пор работает.

-18
-19

Но Вичуга ― это не только уникальный промышленный гигантизм, но и богато декорированные резными орнаментами и наличниками частные избы. Хорошо, когда такая красота сохраняется и поддерживается.

Историческое здание школы при фабрике Коноваловых, построенное аж в 1896 г. Вот как надо сохранять красоту:

-21

Что можно подытожить? Вичуге не хватает порядка и грамотного косметического восстановления. А так город ― один из необычных и точно самобытный, запоминающийся. Добраться сюда легко на автобусе или поезде от Москвы или Иваново. Советуем совместить с Кинешмой, которую покажем в следующей статье.

Каталог постов: rutravelteam russia

Ваша подписка на наш канал, делает нас чуточку счастливее! Заранее спасибо! 😉