Великий правитель не мыслит как бухгалтер, у него должно быть видение. Стратегическое видение, не очевидное для обычного человека и порой кажущееся безумием. Таким был Пётр I.
Многие и сейчас скажут, что строительство Петербурга в такой непригодной для жизни местности было экономически нецелесообразно. Но время показало, что Пётр был прав. Без Санкт-Петербурга не было бы великой России, не было бы мощного технологического скачка, великих побед и, как минимум, развития всего северо-западного региона.
Карл XII как то сказал "Пусть царь Пётр изматывает себя строительством нового города, а за нами будет слава взять его", но в итоге потерпел сокрушительное поражение.
Петербург Петра I разительно отличался от того, что мы видим сейчас. Но именно Пётр заложил семя, которое и дало потрясающие плоды. В статье расскажу об одном проекте Петра I по поводу центра Санкт-Петербурга, который хоть и не состоялся, но служит ярким примером того, какого упорства требовало воплощение идеи основания здесь города.
Выбор центра города
Строительство Петербурга проходило при жестком недовольстве и тихом саботаже как простого народа, так и большей части "знати". И надо отдать должное твёрдости и упорству Петра.
Поездив по "заграницам" он загорелся идеей построить в Петербурге "Новый Амстердам". А это значит, вместо улиц должны быть каналы, никаких мостов, передвижение только на лодках и кораблях. Таким, во всяком случае, должен был быть центр города.
Заячий остров, где стоит Петропавловская крепость, и откуда начинался Петербург, был очень мал для этих целей. Все селились на другой стороне Невы. И Пётр обратил свой взор на Кронштадт.
Был издан указ о том, чтобы все разбирали свои деревянные дома и переезжали в Кронштадт. Бесплатно выделялась земля, а строительство и переезд за свой счёт. Все были в ужасе, с трудом обосновались у Невы, научились справляться с наводнениями, а теперь опять куда-то ехать.
Всё высшее сословие сопротивлялось, кроме верного Александра Даниловича Меньшикова, который исполнял любую прихоть Петра сразу и без колебаний. Видимо за это император и прощал ему воровство.
И вот произошло первое массовое неповиновение. И главное, вожаков не было, которых можно прилюдно повесить и сопротивление сошло бы на нет. Все просто попрятались по домам и ничего не делали.
И тогда Петр принял решение в своём духе - приказал солдатам разобрать у крыши домов и не разрешал их восстанавливать. Снесено было порядка 159 крыш. А был уже ноябрь на носу. И ничего не оставалось делать, как переезжать.
Однако Кронштадт показался Петру маленьким, неудобным для центра, да и место болотистое. Вышел новый указ - всем переселяться на Выборгскую сторону, где сейчас Смольный, там посуше.
Но и это решение просуществовало недолго, через пол года окончательным местом для центра Петербурга и "Нового Амстердама" стал Васильевский остров. Там должны были строиться дворяне и все приближенные Петра.
Несостоявшийся Новый Амстердам на Васильевском острове
Все линии Васильевского острова должны были быть каналами глубиной 3 метра и шириной не меньше самого широкого в Амстердаме.
Тяжелейшие работы в условиях Петербургского климата, глинистая почва, болото - копаешь, а туда заливается вода. Для тогдашних рабочих лучше было пойти на войну, чем копать каналы.
Кто строил Петербург
И кто же копал? Крестьяне, как нас учили в школе? Нет конечно.
Вспомните слова Карла XII о том, как он будет брать города, построенные Петром. Слишком самонадеянно! Сокрушительное поражение шведов в Северной войне и около 16000 пленных. Вот они в основном копали и строили Петербург.
Конечно, в строительстве также участвовали солдаты, каторжники и в последнюю очередь крестьяне (да и то, по найму не более чем на два месяца), но намного в меньшей степени, чем шведы.
Мало кто тогда хотел переезжать Петербург вообще, а на Васильевский остров и подавно. Но пришлось. Вся "знать" должна была селиться там.
1-я линия почти полностью была отдана Меньшикову.
Французская слобода
На 2-3 линии селились французы. Называлось место французской слободой.
Каких усилий и денег стоило Петру заманить их сюда. Ведь своих специалистов небыло. Например, архитектор Жан Леблон получал зарплату уровня мэра - 1000 рублей в год, при цене коровы в 1 рубль. Николай Пино согласился поехать только за 1400 рублей.
Каждому иностранному специалисту полагалось бесплатно: переводчик, слуги, место под строительство дома, а также стройматериалы и рабочие за пол цены. И конечно, около них "крутилось" 5-6 русских учеников, которые обязаны были перенимать опыт.
Всего на 2-ой линии поселилось порядка 58 иностранцев. Большинство из них в итоге либо рано умерло, либо через некоторое время просто сбежало из России.
Интересные факты про строительство домов
1. Дома в Петербурге строили впритык, нестандартно для России, ведь из-за частых пожаров, наоборот, дома разделяли хозяйственными участками. Но Пётр поставил пожарное дело на такой высокий уровень, что до его смерти их практически небыло.
2. Разрешалось строить только 6 типов домов, поэтому город смотрелся однотипно.
3. У каждого двора был фасад, который выходил к главному широкому каналу (линии) и куда подплывали хозяева. И был задний двор, куда на лодках подвозили провиант и хозяйственные принадлежности.
Сохранившаяся узенькая улица Репина, как раз была подъездом к заднему двору, а 2-3 линия к фасаду.
4. До наших дней не сохранилось ни одного дома петровской постройки на ВО. Можно встретить только Екатерининский период, 2-х этажные здания. Затем каждая эпоха "надстраивала" свои этажи.
Чтобы представить, какие дома здесь были в те времена, обратите внимание на здание по адресу Дворцовая набережная 20 (дом А. И. Соллогуба) 1730 года постройки.
Нового Амстердама не получилось
Строительство каналов шло так неохотно и медленно, что удалось полностью выкопать только один канал на 2-ой линии, и частично еще пару каналов.
А когда Пётр I умер, все работы как-то сами собой прекратились. В последствии их просто закопали, так как идея с Амстердамом в целом не состоялось. Центр города постепенно сместился на другую сторону Невы, но это уже другая история.