После измены своих македонских подданных, Пирр вернулся на родину в Эпир, где сосредоточился на развитии своей армии и государства. И вдруг Италия, почему? Давайте разбираться.
Напоминаю тем, кто не знал и забыл. При Пирре, "в те времена далекие, теперь почти былинные", в античном мире существовала Греция и Великая Греция. Причем Великая Греция, как вы правильно подумали, находилась именно в Италии. Греки-переселенцы освоили юг Италии задолго до появления римлян как явления. Считается, что первым в Италию попал, возвращаясь на родину, грек Диомед, участник похода на Трою . Многочисленные греческие города-колонии в Италии, ведущие морскую торговлю, попав под каток римской экспансии на юг, никоим образом не хотели терять свою свободу.
Но так как эти колонии обычно имели сильный флот, но слабую армию, то им приходилось обращаться за помощью в метрополию. Именно в Италии, защищая греческую колонию Тарент от луканов и бруттиев, погиб Александр Эпирский, дядя Пирра.
В 281 г. до н.э. тарентийцы, отвергли мирный договор с Римом, по которому они фактически лишались независимости и перешли в состояние войны со своим могущественным соседом. Тогда же они обратились за помощью к эпирскому царю Пирру, которому их флот помогал в захвате острова Керкира (Корфу). Братья-акробатья Птолемеи - Керавн и Филадельф (о них читайте здесь ), были рады сплавить энергичного эпирского царя подальше от Греции. Птолемей Керавн пообещал дать в лизинг Пирру 50 боевых слонов и 5000 македонцев, а его брат Птолемей Феладельф гарантировал неприкосновенность Эпира во время отсутствия царя.
И вот весной 280 г. до н.э., после драматической переправы по бурному весеннему морю, армия Пирра, примерно в количестве 20-25 тысяч человек с 20 слонами высадилась в Италии, вблизи города Тарент.
А теперь коротенько рассмотрим римскую и эпирскую армию.
В рассматриваемый период римский легион находился на полпути к превращению в идеальный боевой механизм и представлял по сути племенное ополчение, где свободные граждане в зависимости от имущественного ценза становились либо всадниками, либо тяжелой или легкой пехотой.
Длительная практика войны с галлами привела к особенностям в вооружении, вместо длинного этрусского копья - "гасты" появился пилум, щит стал большим, практически ростовым (щит по латыни - скутум, меч - гладис), а меч остался классическим, почти полуметровой длины. Кроме того, римское ополчение имело богатую боевую практику, потому что с марта по октябрь проходил так называемый "военный сезон", когда значительная часть военнообязанного мужского населения уходила "отмщать неразумным соседям" в основном за мифические несправедливости.
Армия Пирра была создана на греческий манер и состояла из тяжеловооруженных фалангитов-педзетеров (спутники царя), средней пехоты -гипаспистов (щитоносцы), легковооруженных пельтастов, а также конной дружины царя (гетайры), которая для войны в Италии была усилена фессалийской конницей и слонами. Птолемей Керавн передал Пирру так же 3000-4000 знаменитых македонских сариссофоров, но они составляли относительно не большую часть эпирской армии.
Римляне конечно знали о планах по привлечению Пирра на помощь Таренту и основательно готовились к войне. Был введен специальный военный налог, позволивший сформировать дополнительные легионы. Впервые союзники выставляли равное римлянами количество войск. В результате было сформировано три армии, первая из которых в количестве примерно 20 тыс. человек выступила на север против этрусков, вторая армия оставалась в Риме, а третья под командованием консула Публия Левина направилась на юг против Тарента и Пирра.
Вся жизнь античного человека была связаны с богами, религиозными праздниками и обрядами и относились к ним очень серьезно. Узнав о высадке Пирра, легионы Левина тем не менее, не могли немедленно выйти в поход, т.к. не было соблюдено важнейшее правило: для объявления войны римский жрец из коллегии фециалов бросал окровавленное копье на землю врага. Но Эпир располагался далеко, за Адриатическим морем, вне радиуса полета копья. Находчивые квириты нашли на римской территории подданого Эпира и заставили его купить участок земли. Именно на эти шесть соток жрец и метнул приготовленное копье. После этого боги приняли войну под свое покровительство и консул Левин выступил в поход.
Первый бой между римской и эпирской армиями произошел недалеко от города Гераклея на Ионическом побережье. Римляне стремились захватить этот тарентийский город и Пирр вышел для его защиты. Армии встретились недалеко от города, разделенные рекой Сирис, где и простояли несколько дней, готовясь к сражению. Незадолго до сражения Пирр осмотрел римский лагерь и с удивлением заметил: «Порядок в войсках у этих варваров совсем не варварский. Посмотрим, каковы они в деле». Т.е. римляне для греков того времени были варварами на уровне иллирийцев и скифов. Тут надо заметить, что Пирр осмотрел стационарный римский лагерь, а саму идею создания "мобильного лагеря" после каждого дневного перехода, римляне позаимствовали именно у Пирра.
Так как легионы Публия Левина насчитывали с союзниками примерно 40 тыс. человек, а в армии Пирра вместе с союзными тарентийцами было не более 30 тысяч, в интересах римлян было как можно быстрее начать сражение. Разведав реку Сирис, римляне установили, что река проходима для конницы, но для пехоты имеется единственный брод, прикрытый эпирским боевым охранением. И вот ранним утром римская конница пересекла реку, стремясь отсечь эпирское охранение. Эпирцы спешно отступили к своему лагерю, освободив брод, по которому под прикрытием кавалерии стала переправляться римская пехота. Пирр сразу увидел промах римского полководца, так как переправа на противоположный берег по единственному броду проходила медленно и можно было сбросить римлян в реку. Для того, чтобы расчистить путь своей пехоте, Пирр в главе конницы ударил по кавалерии противника. Но римская кавалерия (в основном союзники италики) на удивление стойко встретила удар и завязался равный бой. Римские всадники старались поразить выделяющегося своими доспехами Пирра. Самниту Оплаку из племени френтанов, удалось поразить метательным копьем коня Пирра, но тут же царский телохранитель македонянин Леоннат ранил коня Оплака и эпироты добили спешенного противника. Видимо для того, чтобы удалить вражескую конницу с поля сражения, Пирр приказал своим всадникам отступить.
Его телохранитель Мегакл одел царские доспехи и повел за собой конницу с поля сражения. Римская конница бросилась в преследование, а Пирр возглавил атаку пехоты на переправившихся римлян.
Античные источники утверждают, что семь раз эпироты отбрасывали римлян к самому берегу, где легионы, получившие подкрепление от продолжавших переправу, в свою очередь, отбрасывали противника. В этот критический момент римлянин Дексий сразил Мегакла в царских доспехах и помчался верхом вдоль стоя с царским плащом, крича, что он убил Пирра. Пришлось Пирру снять шлем и двигатьсь вдоль строя, что бы показать своему войску, что он жив. Решив, что наступил подходящий момент, Пирр бросил слонов в атаку на римскую конницу, которая не выдержав совместной атаки фесалийской конницы и слонов, бросилась в бегство. Часть фессалийской конницы отправилась в погоню, а слоны при поддержке легкой пехоты ударили в незащищенный римский фланг. Изнуренные длительной битвой и деморализованные видом слонов и убегающей конницы, римляне не выдержали и бросились к броду, ища спасения на другом берегу.
Пришлось консулу Левину бросить лагерь и спешно отступать, воспользовавшись тем, что эпирская пехота не успела переправиться на противоположный берег. Тем не менее победа была полной и к Пирру стали массово переходить италики, союзники Рима.
Античные авторы приводят различное количество потерь: римляне от 7000 до 17000 человек, Пирр от 4000 до 13000 человек. В любом случае Пирр терял опытных, закаленных бойцов, которым трудно найти замену.
Благодаря победе при Гераклее, многие города открывали перед Пирром ворота, а жители Локр даже выдали римский гарнизон. Кроме того, к Пирру массово стали приходить самниты и луканы и концу лета армия эпиротов был уже на границе Кампании. Предполагая, что римляне пойдут на внешнеполитические уступки, Пирр отправил в Рим посольство во главе своим лучшим дипломатом Кинеем.
Пишите комменты, ставьте лайки, подписываейтесь на канал