Найти тему
Сурово о финансах

Фальшивые деньги как экономическая и военная диверсия: история вопроса

Подделкой денег люди занимались едва ли не с первых лет возникновения монет как таковых, не избежали этой участи и бумажные купюры. Но, кроме частной наживы, фальшивые деньги использовались как оружие в борьбе с противником.

Едва ли не первым письменным упоминанием о таком факте является запись у древнегреческого историка Геродота (484–425 годы до н. э.). Он рассказал о тиране и пирате Поликрате, который правил в Самосе в 538–522 годах до н. э. Так вот, этот самый Поликрат начеканил свинцовых монет, покрытых позолотой, и расплатился ими со спартанцами, взявшими Самос в осаду. Лакедемоняне убыли восвояси.

Плутарх подтверждает сведения, приведённые Геродотом.

Современные исследователи полагают, что настоящими инициаторами похода спартанцев против Поликрата стали коринфяне, снабдившие экспедицию кораблями, продовольствием и заплатившие спартанским гоплитам. Поликрат был известным пиратом и его деятельность мешала коринфской торговле. Люди Поликрата не только грабили купеческие суда, но и нападали на прибрежные города, а также «брали под защиту» корабли богатых купцов за огромные деньги.

Несомненно, фальшивые деньги для военно-экономических диверсий использовались и позже, но мы перепрыгнем в XVII век, в Россию Смутного времени. Здесь шведы, оккупировавшие Северо-Запад страны, чеканили поддельные деньги – «худые карелки» с 1611 года, проставляя имя Василия Шуйского. Более того, шведский король Густав-Адольф, находясь в лагере под осажденным Псковом, 28 июля 1615 года направляет шведскому военачальнику Якобу Делагарди (как раз и правившему Новгородом) письмо, в котором просил прислать несколько образцов московских копеек, которые затем были переданы в Швецию.

В письме в Государственное казначейство и Счетную контору от 29 июля 1615 года король подробнейшим образом расписал условия чеканки монет, подобных присланным русским копейкам, их предполагалось использовать не только в России, но и в Польше, Литве и других странах. Организация тайной чеканки поддельных русских монет объяснялась необходимостью содержания шведского войска без особенно больших затрат для Швеции, а также получения доходов для казны.

Шведы не прекратили вкидывать фальшивки в экономику России и после того, как новоиспечённый царь Михаил Романов вышиб их из страны в 1617 году.

И снова – Россия, на этот раз XIX века. Вторжение Наполеона. Бонапарт привёз с собой специально отпечатанные русские ассигнации, примерно на 70 млн рублей, что было колоссальной суммой. От настоящих денег наполеоновские фальшивки отличало только неверное использование «л» вместо «д» в некоторых надписях на банкнотах. «Наполеоновки» вылавливали ещё потом долгие годы. Впрочем, Бонапарт не вот, чтобы как-то выделял Россию в этом вопросе. В 1806–1809 годах Наполеон подделывал прусскую разменную монету, в 1809 году – австрийские бумажные деньги, год спустя – английские банковые билеты.

Вечно воюющая Европа не могла обойтись без подрыва экономики врага фальшивыми деньгами.

Производством фальшивых денег иностранных государств в значительных размерах отличился Фридрих II во время Семилетней войны (1756–1763 гг.). Ещё до начала войны король заключает контракт о выпуске мелкой разменной монеты с тремя монетчиками – Гумперцем, Моисеем-Исааком и Итцигом. Вейтель Эфраим получает к концу войны монополию на чеканку прусской и саксонской монеты. По приказу Фридриха II на изготавливаемые Эфраимом монеты накладывались фальшивые польско-саксонские и ангальт-бернбургские штемпеля.

От Пруссии решили не отставать и другие немецкие государства. Чеканку фальшака начали Ангальт-Бернбург, Бранденбург-Байрот, Бран-денсбург-Ансбах, Браушвайг-Вольфен¬бюттель, Дортмунд, Монфорт, Пфальц-Цвайбрюкен, Сакен-Гота-Альтенбург, Саксен-Хильдбургхаузен, Сайн, Трир, Вид и Вюртемберг.

В большинстве случаев чеканка осуществлялась ими под наблюдением прусских монетчиков с использованием штемпелей других правителей. Ярким примером тому могут служить монеты Ангальт-Бернбурга и Саксонии, которыми Фридрих II расплачивался за закупки в Польше.

Прусский король развил фальшивомонетничество на уровне государства до огромных размеров и придал ему международный размах. Семилетняя война стала временем расцвета незаконной чеканки так называемых военных денег Фридриха II.

С этой целью монетные дворы сдавались им в аренду или же государство в союзе с немецкими князьями само занималось переплавкой высокопробных и чеканкой низкопробных монет.

Наиболее известной фальшивой золотой монетой прусского короля стал средний августодор, который во время Семилетней войны чеканился саксонскими штемпелями с датами 1755 и 1756 г.; чистый вес содержащегося в нем золота был снижен с 6 до 4,2 г.

В обращение стран Европы за время Семилетней войны поступило более 200 миллионов поддельных рейхсталеров, причем прямые военные издержки самого прусского короля составили всего около 125 миллионов.

Желая реванша за поражения в войнах XVIII века в преддверии новой войне с Россией шведский монетный двор в городе Авеста в 1788 году начал чеканить медные монеты по типу пятаков Екатерины II. Подделку предполагали использовать при закупках продовольствия и фуража для шведской армии на оккупированных российских территориях.

Российская империя тоже не отличалась чистоплюйством в вопросе чеканки фальшивых монет иностранных государств. По предложению фельдмаршала Прозоровского во время войны с Турцией в 1808–1809 годов отчеканили поддельные турецкие монеты по типу курушей Селима III и Мустафы IV для использования их российской армией на территории княжеств Молдова и Валахия.

В русско-японскую войну японцы распространяли в Корее и Манчжурии фальшивые российские рубли. Манеру переняла Австро-Венгрия, бойко печатая фальшивки накануне Первой мировой.

В протоколе, датированном 13 августа 1915 г., говорится:

«Я, отдельного корпуса жандармов подполковник Булахов, вследствие поручения Военного губернатора Забайкальской области составил настоящий протокол по поводу заявления военнопленного австрийской армии кадета-аспиранта 38 пехотного полка Иозефа Арон-Быстрай о нижеследующем. Военно-географический институт в Вене занимался подделкой российских кредитных билетов 10-, 25-, 50- 100- и 500-рублевого достоинств, из коих первая часть была выпущена в конце мая 1914 г.».

Институт с таким названием действительно действовал в Вене, после раздела Австро-Венгрии, в 1923 году переведён в Будапешт.

Германская империя перед Первой мировой забрасывала фальшивые доллары в США. Гитлер продолжил практику, расширив подделывание ещё и на британский фунт стерлингов. Подробнее читайте в материале «Операция «Бернхард»: нацисты – фальшивомонетчики» по ссылке

https://zen.yandex.ru/media/id/5cc5ac2b55ab6d00b3edfc97/operaciia-bernhard-nacisty-falshivomonetchiki-60b9be6f7f99d3334f235c86

В Греции нацисты массово печатали фальшивые греческие драхмы.

В середине двадцатых годов британские и германские спецслужбы хотели подорвать экономику СССР через массовую подделку советских денежных знаков.

Осенью 1926 года в Мюнхене отпечатали 15 тысяч фальшивых советских купюр достоинством в один, два и десять рублей, из них около 12 тысяч нелегально забросили в Советский Союз. Диверсию сорвали доблестные чекисты при содействии специалистов Госбанка. Были перекрыты каналы поставки фальшивой советской валюты, а реализаторы схвачены, многие из них – расстреляны.

Воюющие в Африке итальянские фашисты массово подделывали валюту африканских государств. В Эфиопии распространяли поддельные серебряные талеры Марии-Терезии 1780 года. Эти монеты до начала XX века чеканили в Австро-Венгрии для Африки и Ближнего Востока и местное население привыкло к этим монетам. Чем и воспользовались итальянские агрессоры.

В наши дни ходили неясные слухи о том, что США массово подделывало валюту Ливии, Ирана и Ирака.

Константин Барановский