Найти тему
Зомбоящик

У наших пленка плохая: почему в 80-х все искали японские кассеты для магнитофона

В Советском Союзе кассеты для магнитофонов начали появляться в 1967 году, и что удивительно, это было раньше, чем производство самих систем воспроизведения. Для первых партий использовали американскую форму отливки, поэтому на них была надпись “Made in USA”. Естественно, такую оплошность оперативно исправили, и на второй партии уже красовались слова исключительно на кириллице.

Я помню, как сначала аудиокассета имела 5 болтов для крепления (неслыханная щедрость!). Вскоре убрали 4 болта и оставили один посередине, а позже вообще начали выпускать цельные кассеты, для которых даже болты не требовались. Внешний вид оставлял желать лучшего, но для того времени это уже было отлично.

Коммунизм и аскетические принципы активно проталкивались в массы, поэтому когда за границей стиль кассет совершенствовался и менялся буквально каждый год, в Советском Союзе он был одним и тем же: по ГОСТу.

Первые несколько лет в аудиокассетах Советского Союза использовалась привозная магнитная лента из Германии, поэтому к ней не было особых претензий. Когда стало понятно, что индустрия развивается, а производство магнитофонов уже наладилось и идет полным ходом, в Советском Союзе решили делать свои магнитные ленты. Из-за большого объема выпуска производство лент было запущено на нескольких химических заводах, среди которых известные Свема, Тасма, Славич и другие.

Фото: fotocccp.ru
Фото: fotocccp.ru

За что стоит похвалить тогдашнее положение в СССР, связанное с выпуском аудиотехники, так это за то, что долгое время кассет и магнитофонов всегда хватало. Был широкий выбор на прилавках, пусть лучшие модели и стоили баснословных денег. Подобная тенденция наблюдалась более десяти лет, до наступления восьмидесятых.

В восьмидесятые резко оказалось, что аудиокассет на прилавках нет. Со временем народ понял, что они “пропадают” еще на пути к покупателю. Все слишком быстро раскупали, а также брали по связям еще до того, как выложить на прилавок.

В этот нелегкий для аудиоманов период появились каналы для покупки иностранных кассет, в числе которых были Sony, Maxwell, Denon, Agfa, Basf и другие. И тут стало понятно, что советские кассетники плохо предназначены для японских кассет. Пришлось часто очищать головки для считывания стандартным комплектом: ватная палочка на спичке и одеколон. Зато японские аудиокассеты бережно обращались с магнитофоном и ни капли его не портили. Чего нельзя было сказать о советских кассетах, которые вскоре вновь появились на прилавках.

Фото: drive2.ru
Фото: drive2.ru

Наши аудиокассеты сильно стачивали головки для чтения. При их регулярном использовании головки хватало в лучшем случае на год, и когда народ понял, что японский вариант лучше, все начали искать кассеты из страны восходящего солнца.

Напоследок упомяну один интересный факт. В те годы, когда в СССР была серьезная нехватка аудиокассет, в Европе их наоборот было слишком много. Производители всячески пытались привлечь внимание потребителя, делая яркие и необычные аудиокассеты с формами. Эх, было время!