Как воспитание влияет на развитие таланта? Это уже вторая статья, где мы рассматриваем разные примеры и пытаемся понять роль родителей в жизни известных художников. Ссылку на первую часть ищите в конце этого материала.
Привычки и личная жизнь популярных людей всегда находятся под пристальным вниманием. Однако, чтобы эти наблюдения не становились объектом праздного любопытства, стоит рассмотреть и личности родителей наших художников. К такому выводу я пришла, когда мои старшие дети начали подрастать и проявлять интересы, которые могли стать началом профессии.
Как воспитать развитую личность? В чём поддерживать детей, а когда наложить родительское вето? Ответы на эти вопросы я стала искать в отношениях известных художников и их родителей.
Берта Моризо (1841 — 1895)
История французской художницы Берты Моризо на редкость счастливая. Ей было десять лет, когда её отец, высокопоставленный чиновник, перевёз семью в Париж. Две из трёх дочерей господина Моризо проявляли способности в живописи, поэтому родители устроили им дома мастерскую и отдали Берту и Эдму на обучение к выдающемуся живописцу того времени — Камилю Коро. Чтобы понять степень смелости поступка супругов Моризо, стоит вспомнить о нравах того времени. Женщинам тогда не позволялось учиться изобразительному искусству, поскольку считалось неприличным созерцать обнажённую женскую натуру, а мужчин им не рекомендовалось рисовать даже в костюме. И чтобы сохранить репутацию девушек, на занятия их неизменно сопровождала мать.
Берта Моризо стала единственной женщиной, которая приняла участие в первой выставке импрессионистов, причём к движению «отверженных» она примкнула добровольно и осознанно, ведь её картины благосклонно принимали в парижском Салоне. А с рождением дочери она переосмыслила своё предназначение художника как задачу выражать и фиксировать светлые моменты жизни. «Живопись нужна для того, чтобы зафиксировать что-то проходящее», — говорила Берта.
Адольф Гитлер (1889 — 1945)
Рисование было чуть ли не единственным школьным предметом, любовь к которому Адольф Гитлер сохранил до юности. Адольф был четвёртым ребёнком у своей матери, причём первые трое не выжили, поэтому мать не чаяла в мальчике души. Отец семейства был жёстким и требовательным человеком, однако поначалу внимание он направлял на своих старших детей — сына от первого брака Алоиза и дочь Ангелу от второго. Поэтому раннее детство Адольфа было счастливым: он был успешным учеником начальной школы, пел в церковном хоре и помогал священнику во время мессы. У него появились брат Эдмунд и сестра Паула.
Но вскоре старший брат ушёл из дома, не выдержав придирок отца, а Эдмунд умер от детской инфекции. Отец сконцентрировал свои ожидания на Адольфе. Видимо, его педагогические способности были невелики, поскольку чиновником Адольф Гитлер работать не захотел, а в Венскую Академию художеств без родительской поддержки достаточно хорошо подготовиться не смог. К слову, он неплохо зарабатывал копированием гравюр, оставшись к совершеннолетию сиротой, но профессиональным художником так и не стал.
Анатолий Зверев (1931 — 1986)
Этот московский художник развивался стихийно. Он был седьмым ребёнком из девяти в семье инвалида Гражданской войны и женщины из рабочего класса. Интерес к рисованию Анатолий получил в школе, где его преподавателем был Николай Васильевич Синицын, ученик Анны Остроумовой-Лебедевой. Позже юноша обучался изобразительному искусству в студиях в родных Сокольниках и Измайлове, где учили в традициях модерна и раннего авангарда. Образование Анатолий Зверев получил в художественном ремесленном училище по специальности маляра по художественной отделке.
В 1954 Анатолий Тимофеевич поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, однако вскоре его исключили «за богемно-анархическое поведение».
Отца Анатолий лишился рано, а дом матери был ему почему-то не люб. Зверев был не от мира сего: жил где придётся и носил то, что давали друзья и покровители.
Зверев любил художественные эксперименты. Например, бросал кисть в металлический таз с водой, потом вылавливал ее, поочередно макал в разные цвета гуаши и стремительно наносил на холст. Капли краски разлетались вокруг, а кисти в его руках напоминала палочки в руках барабанщика. В последний момент из этой игры линий и пятен на холсте проявлялись понятные образы. Бывало, что позировавшие модели говорили Звереву: «Толя, это не я!» На что художник отвечал: «Детуля, если тебя написал я, значит, это ты!»
Интересно, что в творческих кругах мира он пользовался страшной популярностью: еще при жизни у Зверева было более 20 выставок за границей (надо ли говорить, что ни на одну он не попал) и одна — в СССР.
Какие выводы можно сделать? Родители не всегда осознанно направляют своих детей! Поэтому нам надо быть предельно внимательным к своим словам и действиям, ведь наше влияние больше, чем можно себе представить!
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.