Найти тему
Протоиерей Андрей Ткачев

Возможно ли в моде духовное? Или только плотское? Существует ли православная мода?

Я думаю, что в моде духовность искать глупо. Мода – это манипулятивная вещь. Недооценивать ее, конечно, нельзя. Вот, скажем, – драные джинсы.

Лет десять назад человек бы со стыда сгорел, если бы он одел драные джинсы. А теперь ему объяснили, что это – модно. И он – гордится. Ходит как голый король в сказке Андерсена и гордится.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Мода способна менять шаблоны, менять мысленные установки. И ты – гордишься. Ты – в тряпье одет, но ходишь – гордый. Потому что, ты в «брендовое тряпье» одет.

Поэтому, мода это – серьезная вещь. Духовности там не будет никогда. Не ночевала она там. Мода – функциональна. И – сексуальна. Она имеет половое предназначение.

Кроме того… Митрополит Московский Филарет Дроздов говорил, что одежда – это знамена победившего греха. Люди были голые и не стыдились, им было не холодно и не жарко до греха. У них не было нужды в одежде пока они не зашли до противления Богу. Когда они нарушили заповедь, они стали нуждаться в одежде, они застыдились. Одежда – она что? Она стыд прикрывает и от перемены воздуха бережет. Она подчеркивает нашу зависимость. Это знак нашей слабости и стыдности. На голого человека даже собака не лает и его не кусает. У арабов есть такая пословица: «Голого человека даже собака не кусает!» Даже собаке жалко голого человека – уж больно он стыдный.

Мы – без одежды стыдны. И не красивы – без одежды. Животное – оно даже в старости сохраняет свою благородную красоту. Конь или лев – он всегда красив. И – в молодости. И – в старости. А человек – нет. Мы – не красивы. Человека нужно подкрасить, подпудрить, затемнить. Об этом знают кинематографисты. Те сцены, где плоть человеческая нагая и красивая – они очень дорого даются. Так что – человек без одежды жалок и некрасив.

А что там с одеждой нашей? Нужны какие-то элементарные вещи. Гораздо важнее не портить себя силиконом. Не закачивать себя ботоксом. Человек современный – он же может столько с собой сотворить – никогда такого не было. Впервые в истории мира – человек может менять себя как конструктор. Он может увеличивать и уменьшать себя… объемы может менять. Мы вступили в какую-то очень опасную полосу.

Сегодня нам, христианам, не нужно заморачиваться сильно на тему одежды. Ну что там нужно мужику? Рубашка, пиджак, туфли, штаны. И – все. А что нужно женщине? Юбка, кофта, платье, жакет. Должно быть элементарно – красиво, аккуратно. Мне старые женщины говорили то, что им говорили старые женщины: «У женщины должна быть аккуратная головка и красивые туфли. И тогда платьишко может быть любое». Должны быть «начало» и «конец» в человеке. Вкус должен быть у женщины. У женщины должен быть вкус! Вот чего сейчас нет – так это – вкуса. Безвкусица страшная. Если деньги есть, это не значит, что у тебя вкус ест. Можно одеться очень скромно и очень красиво.

Вообще, женщина – очень красива. И в шестьдесят у нее своя красота. И – в семьдесят. И – в пятьдесят. И, конечно, – в сорок. И – в двадцать пять безусловно.

Женщина должна быть со вкусом. Должна иметь изюминку такую. А заметьте, какие красивые женщины в платочках. Самая примитивная мордашка приобретает себе – плюс двадцать процентов красоты – как только она одела на себя платочек. Самая неказистая, самая дурнушка, но платочек одела, и она – красивая. Красивая женщина в платке. Красивая! Вот посмотришь на нее в жизни – она такая, «никакая» и – мимо пройдешь. А в платочке – она красивенькая. Потому что – смиренная. Потому что – по Божьему. Я вам серьезно говорю. У меня же мужские глаза. Я же вижу – красивые женщины в платках. Почему-то! Так Господь дает…

Я не думаю, что нужно какую-то специальную «моду православную» создавать. Не надо. Нужно быть аккуратным и соответствовать своему половому предназначению. Нельзя – чтобы старая женщина одевалась как молодая. Это – пошло. Но нельзя, чтобы молодая женщина одевалась как старая. Это – тоже пошло.

Женщина должна быть женственной. Должна быть подчеркнута ее женственность. Мужчина должен быть мужчиной. Не должно быть унисекса.

Вот это основной принцип «православной моды»: унисекса быть не должно.

Нужно, чтобы соответствовала твоя одежда твоему возрасту, состоянию социальному.

Да что об этом много говорить? Об одежде не нужно много говорить.

Если вам понравилось и было полезно, ставьте лайк. Это позволит показать эту статью как можно большему количеству людей.

Подписывайтесь на канал! Все статьи канала здесь