Найти в Дзене
Navygaming Channel

Крейсер "Атаго" на страницах Navygaming (№5(23)/2016)

Уважаемые читатели, а что вы знаете об крейсер "Атаго"? Ну кроме того, что этот крейсер был флагманом адмирала Куриты в операции против Лейте?
Друзья, продолжаем презентацию тем, которые нашли отражение в выпускаемых нами журналах Navygaming. Журнал выпускается с августа 2013 года в электронном виде и распространяется бесплатно, а с июля 2018 года - в электронном и в печатном (по отдельному заказу).

Этот номер журнала был выпущен почти пять лет назад, летом 2016 года, и посвящен японскому кораблю, тяжелому крейсеру "Атаго" и его систершипам. Эти корабли стали практически венцом японского кораблестроения в деле строительства именно тяжелых крейсеров. После них японский флот уже не получал "настоящих" тяжелых крейсеров, которых проектировали именно в этом качестве. "Могами" - это все же своего рода попытка создать тяжелый крейсер в корпусе легкого, неплохая попытка, но до идеала было далеко. И мы рады, что в игре World of Warships нашлось место и для "Атаго", и для его систершипа - "Такао" и "Майя". Как вы знаете, каждый выпуск журнала - отдельный тип корабля, представитель (или представители) которого есть в игре, поэтому давайте познакомимся с данным выпуском, возможно кто-то захочет его найти, бесплатно скачать и прочитать в полном объеме.

Первая половина прошлого века была богата на новинки и инновации в области военного кораблестроения, которые в итоге вылились в создание и дальнейшее активное развитие новых классов кораблей, постройку кораблей большими сериями, оснащение их более совершенными видами вооружений и систем, в том числе радиоэлектронных. После Первой мировой войны японский флот, ранее «тяготевший» к британской школе кораблестроения, выбрал «свой собственный» путь развития, постаравшись творчески воплотить опыт мировой войны.

И надо признать, это у японских флотоводцев и кораблестроителей получилось неплохо – были созданы линейные крейсера типа «Конго», эсминцы типа «Фубуки», мощные авианосные силы. К достижениям Японии в области развития военно-морских вооружений можно отнести и солидный «флот» тяжелых крейсеров, ставший грозной силой в военной стратегии Страны восходящего солнца. Причем Япония, начавшая строить свои тяжелые крейсера практически сразу после английских «хаукинсов», быстро заняла лидирующие позиции в этом классе, разработав собственный стандарт. И крейсера типа "Такао", к которым относился "Атаго" этому также поспособствовали, ну а каким конкретно образом - это в нашей статье.

-2

Энергетические установки (ЭУ) крейсеров типа «Такао» не содержали в себе никаких принципиально новых инженерных решений и являлись дальнейшим развитием схемы, использовавшейся в конструкции крейсеров типа «Миоко». Подобный эволюционный подход, без ярких инженерных решений, стал характерной чертой большинства боевых кораблей, созданных японскими кораблестроителями в предвоенную эпоху и КР «вашингтонского типа» в частности. Наибольшее влияние на выбор конструктивных решений и на становление японской школы судовой энергетики в целом оказало длительное сотрудничество с военно-морским ведомством Великобритании.

Поэтому неудивительно, что фундаментальная основа конструктивных решений, которые касались механизмов японских кораблей, была заложена британскими специалистами. Приоритет в проектировании отдавался проверенным и надежным решениям, которые бы исключали серьезные проблемы при эксплуатации уже боевых единиц. Поэтому на боевых кораблях императорского флота не было уникальных энергетических установок с высокими параметрами пара или с дизельными двигателями, которые иногда встречались в составе других флотов. Любопытно, что любое решение сначала применялось на наземных станциях, потом отрабатывалось на вспомогательных судах и только после решения всех технических проблем и всестороннего изучения собранной информации аккуратно переносилось на боевые корабли. Подробности - статья номер два.

-3

Любой бой или сражение, как правило, результат большой плановой работы по его подготовке и обеспечению, как и война, которая, казалась бы, начинается случайно, однако к ней страны готовятся постепенно и планомерно. Казалось бы, что созданные для решения конкретных задач в будущей войне корабли, самолеты, танки и другая военная техника должны оптимально соответствовать тому, что затем им предстоит выполнить. Однако на деле уже в ходе боев и сражений какая-то техника восхищает современников своими боевыми возможностями, а другая – наоборот, остается или невостребованной, или не получает шанса реализовать свой потенциал.

Знакомясь с историей боевой службы крейсера «Атаго», невольно приходит мысль, что случилось именно так. Наиболее современные и мощные тяжелые крейсера японского Императорского флота (будем считать, что КР типа «Могами» и «Тоне» все же имели несколько иные задачи) так и не получили возможности в полной мере проявить себя в сражениях Второй мировой, заботливо оберегаемые командованием для решающей минуты, как и линкоры типа «Нагато», «Ямато» и линкор «Тирпиц». Однако когда эта минута наступила, судьба распорядилась таким образом, что эти «бесценные» боевые единицы были утрачены быстро и без какой-либо пользы. В третьей статье журнала представлена хронология боевого пути крейсера "Атага", пусть кому то покажется скучновато, но информативно.

-4

На момент начала Второй мировой войны японский Императорский флот являлся третьим крупнейшим военно-морским флотом мира, уступая только ВМС США и Великобритании. По состоянию на декабрь 1941 года в составе японского флота числилось 18 тяжелых крейсеров. Причем в целом структура и боевой состав флота носили скорее наступательный, чем оборонительный характер. В то же время, реально оценивая собственные силы, японское морское командование делало ставку на решительный бой с главными силами противника, при этом ставка делалась на согласованные и последовательные действия всех классов кораблей: эсминцев, подводных лодок и крейсеров; палубной авиации и, в заключение, линейных кораблей. Японские тяжелые крейсера были большими кораблями с исключительно мощным артиллерийским и торпедным вооружением, высокой скоростью плавания и значительной осадкой. Крейсера отлично подходили для ведения боевых действий в темное время суток, а их экипажи и командиры специально отрабатывали необходимые навыки для ночного боя. Значительные размеры в сочетании с мощнейшими силовыми установками позволяли модернизировать крейсера «малой кровью», усиливая их торпедное и зенитно-артиллерийское вооружение.

Специфической чертой внешнего облика крейсеров стала пагодообразная башня-надстройка, по которым японские крейсера легко отличить от крейсеров флота любой другой страны мира. В дополнение к надстройкам необычного вида конструкторы поставили на крейсера и еще крайне необычные изогнутые дымовые трубы. Эти «ласкающие взгляд военно-морских эстетов» корабли прошли все горнило войны на Тихом океане и все погибли в боях. Однако если проанализировать их боевую эффективность, то вряд ли мы сможем выделить большое количество ярких боевых эпизодов, в основном это была «рутинная» боевая работа в годы войны – походы, переходы, перестрелки с противником. Давайте подробнее разберем этот вопрос в нашей статье.

-5

Японская стратегия войны на южном направлении, предусматривавшая завоевание Индокитая и Южных морей с целью обеспечения империи необходимыми ресурсами и рынками сбыта, определяла и оперативную концепцию оборонительного периметра. Этот периметр, начинавшийся, по замыслу, с Алеутских островов и шедший на юг через Мидуэй к Маршалловым и Каролинским островам, затем захватывал архипелаг Бисмарка, Соломоновы острова, Новую Гвинею, Андаманские и Никобарские острова и, наконец, Бирму. Сеть баз вдоль периметра и внутри него должна была обеспечить контроль над морским и воздушным пространством, дать возможность своевременного обнаружения приближающихся сил противника и реакции на его действия. Однако после нескольких месяцев непрерывных побед, в первой половине 1942 года, начиная с Мидуэя и Гуадалканала, план стал давать сбои. Роковым для Японии стало обстоятельство, что с наиболее сильным противником ей пришлось столкнуться с наиболее слабой стороны своего недостроенного оборонительного периметра.

Последующие два года боев на островах Тихого океана измотали силы японской империи, и весной 1944-го американцы окончательно прорвали оборонительный периметр в центре и на юго-востоке, и в результате Япония оказалась под угрозой атаки на обширном фронте. Главная цель США на вторую половину 1944 года, впрочем, была очевидна: американцам требовалось вернуть себе контроль над Филиппинами – это позволило бы резко ухудшить положение Японии, фактически разорвав связи между метрополией и ресурсной базой в южных морях. В этих условиях намечалось серьезное столкновение основных сил противника, в котором и приняли все крейсера типа "Такао". Причем на крейсере «Атаго» разместился сам Курита и его штаб, так что в этом случае крейсер сыграл роль флагманского корабля флота, что и предполагалось проектом. А чем это закончилось для этих крейсеров - в нашей статье.

-6

В рассмотренных ранее статьях выпуска мы представили вам судьбу крейсера «Атаго» и трех его систершипов, однако мы бы хотели более подробно рассмотреть один из эпизодов их боевой службы, причем трагический эпизод. И для этого есть свои основания. Мы уже как-то отмечали, что у каждого корабля своя судьба, и она совершает удивительные «фокусы».

Так и в этом случае, разве можно вспомнить еще один боевой эпизод, в ходе которого три из четырех кораблей серии были уничтожены практически в одно время, а последний – сильно поврежден. Отметим сходный случай – гибель трех крейсеров типа «Новый Орлеан» (в серии – 7 кораблей) в ночном бою у острова Саво в 1942 году, но и тогда в строю осталась большая часть однотипных кораблей. Подробности тех событий представлены в статьях нашего выпуска, здесь же, по традиции, предлагаем вам вспомнить (или познакомиться) описание действий американских подводных лодок против крейсеров типа «Такао», в том числе и «Атаго», в операции при Лейте в 1944 году. Наиболее подробно об этом написал Теодор Роско в своей книге «Американские подводные лодки во Второй мировой войне». Предоставим слово автору с некоторыми нашими комментариями.

-7

Поражение в заливе Лейте оказалось роковым для тяжелых крейсеров типа «Такао». В предыдущих статьях журнала было достаточно полно и с разных сторон представлено то, как удача может «отвернуться» не от одного корабля, а от целой серии: три из четырех крейсеров, построенных по одному проекту, оказались потопленными в одном бою, причем два – практически в течение одного часа. Так в одном сражении, хотя и длившемся несколько дней, в строю остался всего один корабль – головной в серии тяжелый крейсер «Такао». Как уже знаем, 22 октября 1944 года крейсер «Такао» в составе соединения вице-адмирала Куриты вышел из Брунея к заливу Лейте. В районе острова Палаван 23 октября в «Такао» попали две торпеды, выпущенные американской субмариной «Дартер». Через пробоины, проделанные в борту взрывом торпед, в котельные отделения крейсера начала поступать в больших количествах вода. Взрывы также повредили рулевое управление и гребные винты правого борта. На корабле начался пожар, крейсер получил крен в 10 градусов. Экипажу удалось выровнять корабль затоплением отсеков противоположного борта, но теперь крейсер «Такао» сидел в воде слишком низко. Пожар также был ликвидирован, но о дальнейшем участии корабля в операции уже не могло быть и речи. Командир крейсера получил приказ возвращаться, и «Такао» медленно в сопровождении двух эсминцев повернул и пошел в Бруней. А вот как судьба дальше распорядилась в отношении данного крейсера - в нашей очередной статье.

-8

Наш журнал конечно военно-исторический, но нельзя полностью забывать об "игровой" составляющей. И здесь крейсер «Атаго» – уникальный по своей сути и достаточно многофункциональный корабль, причем один из «первенцев» премиумных кораблей игры, который однако за прошедшее время он подвергался некоторым изменениям. Насколько комфортным он остался сейчас, мы решили узнать и поделиться мнением. По традиции в отдельном разделе мы представили мнение нескольких игроков. Разные точки зрения и подходы позволят вам получить максимально емкое и общее представление о корабле и сложить свое впечатление о нем.

-9

В своем журнале мы придерживаемся постоянной структуры, но стараясь расширять перечень рубрик и, как вариант, мы давно хотели включить раздел, посвященный моделированию, в котором можно было бы представить наработки и достижения игроков и читателей в создании моделей кораблей. И, действительно, наверное, мало найдется игроков, кто сейчас выводит в бой корабли, танки и самолеты, которые ни разу не попробовали бы создать модель боевой единицы. С этого номера мы ввели в журнале новую рубрику – «В мире моделей» и начали представлять результаты творчества читателей журнала и игроков World of Warships. В этом выпуске - работы Игоря aka Azov_Azov и его небольшие пояснения и замыслы.

-10

Вот такой у нас получился выпуск по японскому крейсеру, кстати, мы рассказали только об основных разделах и статьях, на самом деле в журнале есть и другие материалы, которые могут заинтересовать любителей истории флота и игроков WOWs. Надеемся вам понравился анонс и вы найдете время познакомиться с самим журналом более детально. Удачи в боях.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, задавайте вопросы, и главное - СПАСИБО что дочитали статью!

О предыдущих выпусках можете прочитать в следующих статьях:

Авианосец "Рейнджер" на страницах Navygaming (№4(22)/2016)

Лидер "Ташкент" на страницах Navygaming (№3(21)/2016)

Эсминец "Фубуки" на страницах Navygaming (№2(20)/2016)

Линкор "Нью-Йорк" на страницах Navygaming (№1(19)/2016)

Крейсер "Дрезден" на страницах Navygaming (№8(18)/2015)

Авианосец "Хирю" на страницах Navygaming (№7(17)/2015)

Эсминец "Клемсон" на страницах Navygaming (№6(16)/2015)

Линкор "Конго" на страницах Navygaming (№5(15)/2015)

Крейсер "Новый Орлеан" на страницах Navygaming (№4(14)/2015)

Крейсер "Китаками" на страницах Navygaming (№3(13)/2015)

Авианосец "Лексингтон" на страницах Navygaming (№2(12)/2015)

Крейсер "Могами" на страницах Navygaming (1(11)/2015)

Линкор "Айова" на страницах Navygaming (№7(10)/2014)

Авианосец "Эссекс" на страницах Navygaming (№6(9)/2014)

Крейсер "Катори" на страницах Navygaming (№5(8)/2014)

Крейсер "Честер" на страницах Navygaming (№4(7)/2014)

Линкор "Нагато" на страницах Navygaming (№3(6)/2014)

Крейсер "Пенсакола" на страница Navygaming (№2(5)/2014)

Авианосец "Дзуйкаку" на страницах Navygaming (№1(4)/2014)

Эсминец "Миникадзе" на страницах Navygaming (3(3)/2013)

Линкор "Гангут" на страницах Navygaming (2(37)2020)

Эсминец "Флетчер" на страницах Navygaming (3(38)/2020)

Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, будет еще интереснее, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект: