Не богохульственна ли сама постановка вопроса: чем ограничен Безграничный? Чего не может Всемогущий? Что не сделает Вездесущий? Тем не менее такие ограничения имеются - и этими ограничениями является свобода вашего выбора. Есть вещи, которых без вашего выбора Бог не может совершить.
Вера - это выбор. Вера - это активный отклик человека на то участие, которое Бог принимает в его жизни. Это признание нами того, что Бог замечает нас лично, и ждет лично от нас признания того, что ты это осознаешь. Про веру говорят в категории "шагов" - сделать "шаг веры" значит поверить водительству Бога в твоей жизни, и сделать (именно сделать!) то, чего бы ты ни за что не стал делать, не будь у тебя веры, или доверия Богу, который всерьез взялся за тебя, за твой путь.
Мы продолжаем путешествие веры, наш Исход, и мы уже говорили, что станция 1 - это то состояние греха, в котором Бог находит человека. Второй станцией является страх Божий. На третьей станции Бог начинает учить нас задумываться над происходящим в нашей жизни с учетом нового знания - о Боге. А на четвертой станции Бог ожидает от нас собственно веры, подразумевающей выбор между Богом и сатаной.
В истории Исхода, которую мы с вами разбираем, это "станция Гафиоф" (в Чис.33:8 названо Гахироф, с Египет. место травы, тростника, с евр. устье пещер). Это последнее место, где израильтяне расположились станом перед переходом через Чермное море. Как полагают, это нынешнее местечко Агируд севернее Суэца.
И отправились из Ефама и обратились к Пи-Гахирофу, что пред Ваал-Цефоном, и расположились станом пред Мигдолом. (Чисел 33:7)
В книгах Исход и Числа Пи-Гахироф упоминается как то место, где израильтяне ожидали атаки фараона – то есть своего прежнего господина, который все еще считал их своими рабами. Это то место, где им надо было сделать выбор - возвращаться к старой и знакомой жизни, к старому и знакомому хозяину (фараону), или довериться Богу и Его обещаниям и сделать шаг веры.
В жизни абсолютно каждого человека наступает такой выбор - большой или маленький. Точнее, этот выбор преследует его всегда. Выбор в пользу широко рекламируемого, привычного мирского пути, которым сами шли, и которым идет большинство. Иисус Христос называет это "широким путем". Или выбором в пользу "узкого пути".
"Входи́те тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их." Матфея 7:13-14.
Этот выбор - на каждом нашем шагу, и наши маленькие шажки практически формируют привычку, наш предсказуемый выбор. И обычный путь человека это, естественно, широкий путь. Люди уже сделали миллионы всяких решений, шагов - и все, в основном, по "широкому пути". И тогда Бог, подготовив человека через те три станции веры, о которых мы уже говорили, приводит человека на четвертую станцию - станцию Большого выбора.
С точки зрения обыденной, человеческой - надо было возвращаться на широкий, обычный путь. Ведь их преследовал фараон, а с ним шутки были плохи - убьет или превратит в рабов. Вернись они на обычный широкий путь - и их жизнь будет течь как раньше: ни жизни, ни смерти. А вот новый узкий путь - неизвестен. Все, что о нем "знают" люди - это обещания Бога (переданные через пророка), что Бог защитит их на этом пути, и что в конце этого пути они придут в Обетованную Землю.
Да, ежедневно есть выбор - большой или маленький. Но иногда Бог доводит этот выбор до предела: Он загоняет нас в угол, в "устье пещер", и ставит нас перед большим, огромным выбором, от которого будет зависеть вся наша дальнейшая жизнь - и даже смерть.
Зачем Бог ставит нас (достаточно редко, может быть - единственный раз в жизни) в такое неприятное, трудное положение? Затем, чтобы приняв однажды большое решение в пользу Бога, мы легко принимали тысячи маленьких ежедневных решений. Один из моих духовных наставников, выросший еще в старой деревне, открыл мне одну простую мудрость, которая мне навсегда запомнилась, вошла в мою жизнь. Он сказал примерно так:
"Если ехать на телеге с маленькими колесами - она всю душу из тебя вытрясет, никогда не знаешь, на какой кочке что потеряешь, на какой колдобине телега развалится. А ты выбирая себе телегу с большими колесами - тогда эти мелкие кочки и не заметишь, тогда и до дому наверняка доедешь".
Выводы
Бог ставит нас ежедневно перед многими маленькими выборами, а иногда - перед большим выбором, чтобы мы выбрали себе по жизни телегу с большими колесами веры. Вот какое определение веры дает апостол Павел: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1 ). Бог сказал - делать так-то, поступать так-то (через Закон, через Слово мудрости, через пророчества) - чтобы получить то, что Он обещает. Выбор за нами. Большой выбор - на этой маленькой четвертой станции. Если вы его делаете - тогда и начинается настоящий Исход. А до этого времени - вы еще в духовном Египте или Вавилоне, хотя Бог и с вами, и ведет вас. Но без вас, без вашего выбора - Он может довести вас только к границе Египта. Выйти или вернуться - это ваш выбор.
Итак, чего же не может сделать Бог? Единственное, что Он не может сделать - это спасти вас без вашей веры, без вашего выбора. А вот верующему возможно все:
"Иисус сказал ему: если сколько‐нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию." Марка 9:23-24