Марина Ноженко — экскурсовод и специалист по просветительской работе музея-заповедника «Кижи». Она рассказала порталу «Культура.РФ», как подготовиться к поездке на остров и получить только положительные впечатления.
Я коренная петрозаводчанка, но карельских кровей у меня нет — в этом туристы часто ошибаются из-за моих голубых глаз и светлых волос. В Петрозаводск наша семья переехала до моего рождения, когда папа — капитан дальнего плавания стал работать в Беломорско-Онежском пароходстве. На пятом курсе мы с подругой после госэкзаменов шли по коридору Петрозаводского государственного университета и заметили объявление о том, что музей «Кижи» набирает слушателей на курсы гидов-экскурсоводов. Я получала двойную специальность — историк и переводчик — и подумала, что остров Кижи являет собой идеальное место для того, чтобы попрактиковать обе профессии. Правда, казалось тогда, что простых смертных без всяких связей в такой серьезный музей не возьмут. Но я решила рискнуть. Прослушала курсы, сдала экзамены и поехала на остров. Просто на месяц — попробовать свои силы. И осталась до сегодняшнего дня — работаю уже более 10 лет! Чувствую себя абсолютно счастливым человеком.
Для тех, кто едет на остров Кижи впервые
Не теряйтесь, когда услышите, что «Кижи» произносят с ударением на первый слог. Именно такой вариант — правильный. Дело в том, что название острова происходит из карельского языка, а главное ударение в нем всегда ставится на первый слог. Существуют разные версии происхождения названия, но самыми распространенными являются две. Согласно первой, все началось со слова «кижат», что в переводе означает «игры, игрища». Возможно, это связано с тем, что когда-то, еще до официального обращения карелов в православие, на острове находилось языческое святилище, где устраивались ритуальные жертвоприношения. И когда в этой местности появились первые православные люди, то им эти странные обряды с песнями и плясками могли напомнить игры — так остров и получил свое имя.
Второе объяснение связано с карельским словом «кииджи» — это разновидность водного мха, который во всей округе растет только на острове Кижи. Его использовали для утепления срубных построек при строительстве домов и храмов. Сейчас этим мхом до сих пор можно полюбоваться на живописном болоте Мошгуба, расположенном в северной оконечности острова — мы, сотрудники музея, осенью там собираем клюкву.
Итак, чтобы в Ки́жах сойти за «своего», в его названии непременно ставьте ударение на первый слог.
Посмотреть на храм «без единого гвоздя»
Главное сокровище острова — Кижский архитектурный ансамбль. Он одним из первых в России вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Двадцатидвухглавая церковь Преображения Господня 1714 года — самое большое и сложное деревянное сооружение на планете.
Принято говорить, что храм построен «без единого гвоздя». Гвозди при строительстве действительно использовались минимально, лишь для крепления декоративных деталей, а невероятно сложные высотные конструкции срубов и кровлей надежно закреплялись при помощи искусно выполненных топором припазовок и внутренних замков. Зодчие строили на века — они знали, что кованые гвозди быстро ржавеют, а от соприкосновения с окислившимся железом древесина портится гораздо быстрее.
Уже в то время, когда храмы на Кижи были завершены, люди отказывались верить в то, что сделать такое под силу простым деревенским плотникам. Так и появилась легенда о том, что строил храм Преображения Господня один-единственный человек — мастер Нестор. Завершив строительство, он бросил свой топор в Онежское озеро со словами «Не было, нет и не будет другой такой церкви». И действительно, с этим утверждением не поспоришь! Но на территории Кижского ансамбля есть другая, не менее живописная церковь, которую специалисты называют «архитектурным эхом» летней Преображенской церкви. Это зимний девятиглавый храм Покрова Богородицы, завершенный в 1764 году. Вместе они сегодня являются единственным сохранившимся в России комплексом, построенным по принципу «многоглавие рядом с многоглавием».
Совершить «полет» над островом
Рядом с церквями Кижского погоста вы найдете колокольню 1874 года. Поднимитесь на звонницу — по отдельному билету в кассах музея — и ощутите себя птицей, парящей высоко над землей. С этой смотровой площадки открывается вид на всю центральную экспозицию и острова. И совсем рядом окажется изящный каскад из созвездия 22 главок храма Преображения Господня.
Сделать сувенир своими руками
После «полета» над островом, спуститесь вниз и направляйтесь в гости к кижским мастерам. Они работают прямо на экспозиции — в избах крестьянских домов. Это программа «Ожившая экспозиция» — гордость музея «Кижи». На глазах у туристов мужчины пашут землю, собирают урожай, молотят зерно, изготавливают традиционные деревянные игрушки, черепицу и утварь, звонят в колокола и поют былины. Женщины ткут и шьют, плетут кружева и украшения из бисера, вышивают, пропалывают грядки, мнут и треплют лен. И к ним можно бесплатно присоединиться. Если хотите поучаствовать в мастер-классе — договоритесь заранее. Специалисты музея готовы научить вас ковать, готовить по старинным рецептам, плести пояса, делать традиционные куклы и многое другое.
Послушать «саундтрек» острова Кижи
Звукоряд острова Кижи — это звонкий и величественный голос колоколов. Когда-то в окрестностях во время праздников колокольный звон был слышен отовсюду: одновременно звучали звонницы Кижского погоста и часовен окрестных деревень. И сейчас в живом исполнении кижских звонарей эту музыку слышат все гости острова. Но если хотите услышать что-то особенное, приезжайте на остров в июне. Каждый год в это время здесь проходит фестиваль колокольных звонов, который собирает лучших кампанологов — исследователей колоколов — из России и других стран.
Сегодня на острове можно услышать также традиционные песни в исполнении участников фольклорно-этнографического ансамбля музея «Кижи». У них в гостях в доме крестьянина Яковлева вы услышите протяжные северные песнопения, духовные стихи и былины, побываете на заонежской «бесёде» — молодежной «вечеринке» XXI века — и примете участие в деревенских играх. А также узнаете, какие музыкальные инструменты бытовали в Карелии в XIX — начале XX века и какое место занимала музыка в повседневной жизни крестьян.
Беседовала Татьяна Григорьева