Найти тему
фильмы и игры

Cyberpunk 2077 – хроники «умирающего лебедя»

Киберпанк я особо не ждал. И предзаказ тоже не оформлял, ибо считаю, что платить следует за готовый продукт, а не за нечто виртуальное. Тем не менее, пропускать игру я тоже не собирался. Во-первых, потому что Киберпанк создали авторы весьма уважаемого мною Ведьмака. Во-вторых, потому что мне было страшно интересно посмотреть, какую такую игру можно сделать за 300 млн. долларов (или сколько у них там был бюджет?).

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

На старте решил не играть, поскольку количество багов зашкаливало, дождался патча 1.22. Скажу сразу – несмотря на отсутствие радостных ожиданий Киберпанк сумел меня разочаровать. И дело тут вовсе не в багах, понятно, что игра ещё сырая, однако ничего ужасного я не увидел. Были случаи, когда персонажи растворялись в воздухе или проходили сквозь машины, однако это выглядело скорее забавно и не напрягало. В целом, в отношении багов в Киберпанке всё не так уж плохо. По крайней мере, сейчас.

Что же тогда не понравилось? Давайте разбираться. Игра начинается с создания персонажа, которого в любом случае зовут Ви (имя тут изменить нельзя). При этом Ви может выглядеть очень по-разному – это может быть как брутальный мужик, так и симпатичная девушка. Редактор персонажа здесь просто великолепен, он настолько хорош, что создавать в нём Ви можно часами. Итак, вы создали героя (или героиню) своей мечты, в радостном предвкушении набираете в легкие побольше воздуха, и... и после этого всю игру мы проходим от первого лица.

Увидеть себя мы можем только в зеркале или в меню выбора предметов одежды. Кстати говоря, все кат-сцены в Киберпанке тоже от первого лица. Для кого как, конечно, но лично для меня отсутствие вида от третьего лица в игре является серьёзным минусом. Это ведь РПГ, а не шутер. Говорят, что наличие вида от третьего лица в Киберпанке изначально предполагалось, однако впоследствии от него решили отказаться. То ли спешка сказалась, то ли это снижало производительность, но, так или иначе, а вида от третьего лица в игре нет.

Завязка. Она тут на первый взгляд банальна – главного героя пытаются убить, но он остается жив и теперь должен во всём разобраться. Нечто подобное мы уже видели в Fable 2, ELEX, Fallout: New Vegas. Но есть одно важное отличие – во всех упомянутых играх главный герой становится жертвой ЧУЖИХ интриг, тогда как в Киберпанке он страдает из-за СОБСТВЕННОЙ глупости. Нам навязывают участие в заведомо самоубийственной миссии, которая ничем хорошим закончиться не может. Украсть сверхсекретный чип у могущественной корпорации? Серьёзно? Да после такого задания убрали бы не только вора, но и того кто его убирал. Просто так, на всякий случай.

Причём создатели игры это прекрасно понимают, некоторые персонажи открыто говорят нам о том, что мы совершили глупость, взявшись за подобный заказ. То есть Ви изначально выставляют дураком, который сам создал себе проблемы (спустя некоторое время после «спецоперации» Ви оказывается на свалке с простреленной головой). Этого, однако, создателям Киберпанка показалось мало.

Во время выполнения задания по краже чипа погибает лучший друг Ви Джеки (подозрительно похожий на Иону из трилогии Tomb Raider). При этом вполне естественно, что Ви чувствует в этом долю и своей вины. В общем, завязка Киберпанка построена на сплошном негативе, особенно если учесть тот факт, что спасти Джеки мы никак не можем.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Сюжет. Начнём с того, что никакой эпической истории здесь нет. Какое там спасение мира, Ви сам себя спасти толком не может. Всю игру он просто пытается найти способ остановить разрушение украденным им чипом своей личности и своего мозга. При этом создатели игры постоянно нагнетают негатив: Ви рассуждает о смерти, говорит о том, что чип убивает его, а пойманный им создатель чипа после проведенной диагностики радостно сообщает Ви о том, что его нервная система полностью разрушена, и жить ему осталось недолго.

И что помочь ему он тоже ничем не может. А ещё наш герой обожает падать в обморок, причём делает он это постоянно: пошел Ви в гости к Панам – упал в обморок, пошел в гости к Джуди – и снова дело закончилось обмороком. Такая вот веселуха. Кстати о сюжете – в Киберпанке он полностью линеен, за исключением финальной миссии выбор ответов в диалогах не влияет практически ни на что. Теперь о концовке. Нетрудно догадаться, что хорошей концовки в игре нет. Говорят о том, что Киберпанк имеет семь различных концовок, однако фактически концовка здесь одна – смерть Ви.

Даже если мы получим наилучшую концовку, в которой Ви принимает помощь Панам и уезжает с кочевниками, всё равно нам говорят о том, что тело Ви изменилось, а потому больше полугода он вряд ли протянет. То есть «смертный приговор» никто не отменял, просто его исполнение было немного отложено. Остальные концовки можно даже не рассматривать, они ещё хуже. Весь выбор сводится здесь к простой дилемме: слиться сразу или медленно умирать.

Игровые механики. Тут тоже всё не так хорошо, как хотелось бы. Управление автомобилем не понравилось, езда на машине ночью это вообще ужас. А вот мотоциклы в Киберпанке очень даже ничего, поэтому всю игру я перемещался по Найт-Сити исключительно на мотоцикле. Также не понравился брейнданс, слишком уж скучным выглядит это «сканирование воспоминаний» и поиск подсказок. Впрочем, тут уже дело вкуса, может быть, кому-то это покажется очень даже интересным.

Дополнительные задания. Среди них есть довольно оригинальные, однако, по-настоящему интересных миссий в Киберпанке не так уж и много. В основном же нам предлагаются заказы для наемника, смысл которых сводится к одному из трех действий – убей, спаси, укради. Вот этих заказов в игре действительно ОЧЕНЬ много. Говорят, что полное прохождение Киберпанка со всеми заказами занимает примерно 150 часов. Прокомментировать это никак не могу, ибо выполнил их далеко не все, потому что в определенный момент просто стало скучно ими заниматься.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Теперь о главном – почему всё получилось именно так, и почему не удалось сделать игру уровня Ведьмака, ведь даже те, кому Киберпанк нравится, признают, что до Ведьмака ему далеко. Полагаю, что всё дело в переменах, которые произошли за последние несколько лет. Мир изменился, да и CD Projekt RED уже не та компания, какой она была прежде. Даже по меркам 2015 года Ведьмак, основанный на традиционной культуре, был очень бунтарской игрой. Это же игра про брутальных белых мужиков и роковых красавиц.

Уже тогда это было очень смело, сейчас такую игру и вовсе нельзя сделать, поскольку сразу начнутся разговоры про гендерные и расовые стереотипы, токсичную маскулинность и сексуальную объективацию. Любую студию моментально затравят. А ведь у CD Projekt RED теперь акции размещены на бирже. Значит, есть крупные инвесторы, перед которыми они вынуждены отчитываться. Ну а инвесторам скандалы точно не нужны.

Так что создать что-либо похожее на Ведьмака не получилось бы в любом случае. Не исключено также, что в CD Projekt RED просто не понимали, как именно нужно делать Киберпанк, поскольку сам жанр для них новый, они же раньше исключительно фэнтези занимались. Да и с соответствующими механиками им тоже работать не приходилось, поэтому проблемы были неизбежны.

Но крутую игру всё же требовалось сделать, ведь имидж творцов Ведьмака сам по себе уже ко многому обязывает. А поскольку по-настоящему глобальных идей не нашлось, в CD Projekt RED решили поиграть в брутальность – сделать игру, в которой со знаком минус будет всё: завязка, повествование, концовка. Слабый сюжет замаскировали изрядной порцией негатива, чтобы показать какая игра «зубастая». Вот, собственно, и вся история.

Из того что здесь написано не нужно делать неправильных выводов. Киберпанк вовсе не является плохой игрой, скорее это обычная игра с неоправданно большими амбициями. Среди достоинств Киберпанка можно отметить динамичность, отсутствие гринда и доната, интересные дополнительные задания (не все они хороши, но есть весьма неплохие). И интересные персонажи там тоже есть. Так что поиграть в Киберпанк однозначно стоит, а вот чудес и откровений от игры ждать, пожалуй, не нужно.