Фотографии с первой половины семидесятых годов XX века, мало кого могли оставить равнодушными, не так ли?
В комментариях под 11 частью этой мегастатьи одна девушка возмутилась вопросом, который можно вкратце озвучить как:
«Фотографы разве не могли лично помочь тем людям, у которых была беда или горе?»
Хотелось бы еще раз прояснить для тех, кто не может уловить задачу фотографов, особенно репортажников:
«Первостепенная задача фоторепортеров - документирование событий такими, какими они произошли. Вторая задача - предать огласке мировой общественности. Таким образом, они могли и могут, помогать людям из разных стран мира»
А теперь переходим к следующей партии фотографий из семидесятых годов XX века.
70. «Восстание в Соуэто», Сэм Нзима, 1976 год
Очередной крик о помощи на весь мир госпожа Фотография произнесла в 16 июня 1976 года в ЮАР. До этой даты во всем мире вряд ли кто вообще обращал внимание на Южно-Африканскую Республику, где царил апартеид. Однако, зло не может существовать вечно и рано или поздно чаша возмущения переполнится и тогда произойдет непоправимое.
В тот день в южноафриканском городке Соуэто вышло на мирный протест от 3 до 10 тысяч учащихся. Требование у них было одно: отменить закон об обязательном обучении на языке африкаанс в городских школах.
Выйдя на улицу, они мирным шествием направились к местному стадиону «Орландо». По пути к нему процессия собрала еще ребят из других школ, в том числе и 13-летнего ученика по имени Гектор Питерсон.
Конечно такая массовая акция не понравилась властям города и страны. Были посла полицейские для разгона митинга. Разогнать толпу в несколько тысяч молодых и крепких ребят была не простой задачей. В какой-то момент у одного из полицейских сдали нервы и он открыл огонь по людям. Протестующие ответили камнями. Крики. Выстрелы. Ситуация вышла из-под контроля.
Погибло несколько детей. Среди них был Гектор Питерсон.
«Сначала я убежал из места столкновений», вспоминал Сэм Нзима, который освещал события для газеты «Мир» - главная газета Йоханнесбурга, «Но потом, придя в себя, я вернулся»
Именно тогда фотограф заметил, как Питерсон упал от выстрела. Фотограф продолжал снимать. Увидел, как перепуганная старшеклассница Мбуйиса Махбу подняла безжизненное тело мальчика и побежала с сестрой Питерсона Антуанеттой Ситхолл.
То, что утром начиналось, как мирное шествие за свои права, окончательно превратилось в кровопролитное восстание, унесшее сотни жизней по всей ЮАР. Премьер-министр Джон Форстер заявил: «Это правительство не будет запугано».
Однако, фотографии Нзимы с погибшим Питерсоном на них были сильнее. Весь мир узнал, как южноафриканский режим убивал свой собственный народ. Публикация фотографий заставил другие страны признать существование апартеида в ЮАР. Фотография «Восстание в Соуэто», посеяла семена международной оппозиции, которая в конечном итоге свергла расистскую систему.
71. «Лодка без улыбок», Эдди Адамс, 1977 год
Говоря про беженцев или слушая новости о них, мы обычно воспринимаем их не как люди, а скорее как числа. Например: «В Европу прибыли 100 тысяч беженцев». Такое восприятие не ново. В семидесятые годы XX века любых беженцев также считали больше числами, нежели людьми.
Однако, эта иллюзия моментально рассеивается, когда те, кто считал их цифрами видят их на фотографиях: их тяжелое положение, далекое перемещение из одной страны в другую о своими детьми и пожитками, которые были вынуждены бросить весь свой родной дом и отправиться в неизвестность. Все ради того, чтобы не погибнуть от рук диктаторов или террора.
Ранним утром в День Благодарения 1977 года фотограф Ассошиэйтед Пресс Эдди Адамс патрулировал с тайскими морскими властями. Неожиданно они заприметили в море рыбацкую лодку, на которой находилось около 50 человек южновьетнамских беженцев. Она дрейфовала уже несколько дней в сторону Таиланда.
Это было не первым случаем, ибо после вывода американских войск из Вьетнама два года назад, хлынули тысячи беженцев, спасавшиеся от коммунизма. Преимущественно беженцы пытались осесть по Юго-Восточной Азии, где было спокойно. Но так было не всегда, и не прошеных гостей пытались отправить дальше.
Адамс поднялся на борт лодки и начал снимать.
Времени у него было не так много и в конце концов тайские власти потребовали его высадиться. Фотограф полагал, что его присутствие вызовет сочувствие к беженцам и может заставить Таиланд открыть двери для беженцев.
Они были правы. Адамс отправил свои снимки с коротким отчетом в редакцию газеты.
В течение нескольких дней, они были широко опубликованы, а Конгресс принял решение открыть двери Америки, чтобы пустить на территорию своей страны более чем 200 тысяч вьетнамцев. В итоге столько въехало с 1978 по 1981 годы.
«Это сделали фотографии. Они подтолкнули к этому решению», заключил Эдди Адамс.
72. «21 кадр из фильма без названия», Синди Шерман, 1978 год
А имя Синди Шерман желательно бы знать всем инста-моделям, которые любят фотографироваться отвлеченно.
С того момента, как Синди Шерман ворвалась на художественную сцену в конце 70-х годов, она приковала взгляды многих зрителей своими автопортретами. Что же в них было особенного?
Именно с нее начались постановочные фотографии, которые якобы сняты случайно или в репортажном стиле. Это было новым жанром в фотографии, и представили, как постмодернистское искусство перформанса. Шерман использует фотографию, как художественный инструмент для обмана. Она манипулирует зрителями, ставя их в роли невольных вуайеристов, а модели в ее объективе предстают теми людьми, кем они не самом деле не являются.
В 1977 году Синди Шерман начала свой знаменитый проект Untitled Film Stills. Она снимала саму себя в разных образах. Фотографии выглядели будто кадры из какого-то фильма. Все персонажи были вымышленными, но у зрителей возникало четкое ощущение что они уже видели эти кадры в каком-то кино.
Сей эффект объясняется тем, что фотограф использовала стереотипы массовой культуры. В 1980-ом проект был завершен, так как клише было исчерпано. Больше всего из этой серии снимком запоминается кадр №21 «Фильма без названия». На нем Синди предстает в образе киногероини из какого-то фильма.
73. «Человек Молотов», Сьюзен Мейзелас, 1979 год
В конце 70-х молодой фотограф Сьюзен Мейзелас отправилась в Никарагуа, чтобы разобраться, кто прав в борьбе между старой диктатурой Сомосы и социалистическими сандинистами.
Шесть недель Сьюзен бродила по стране и снимала ужасающую нищету в ней, потрясающую природную красоту и неравенство. Сандинистам фотограф и ее работа понравились, и фотограф завоевала доверие революционеров, которые к слову говоря одерживали вверх над дикатором.
За день до того, как президент страны Анастасио Сомоса Дебайле бежал, Мейзелас сфотографировала Пабло де Хесуса «Барету» Арауза, бросающим коктейль Молотова в одну из последних крепостей национальной гвардии.
Революционеры пришли к власти. Образ того самого Пабло стал вскоре символом революции, показывающая как армия простых людей, одетых в джинсы, вооруженные самодельными оружиями смогли смести диктатора с его трона.
«Человек Молотов» стал вездесущим символом, схожим с фотографией Че Гевара. Ее размещали на спичечных коробках, футболках, рекламных щитах и брошюрах. В 2003 году фото стало основой для картины «Молотов» художницы Джой Гарнетт.
74. «Расстрельная команда в Иране», Джахангир Разми, 1979 год
В «Топ-100 самых значимых фотографий в истории» по версии журнала Time мы с вами рассмотрели уже 73 снимка, и даже больше. Все они могли вызвать у вас различные чувства: от радости и восхищения до печали и скорби. Однако ни одно изображение до сей поры не было настолько ужасным, как «Расстрельная команда в Иране» Джахангира Разми.
27 августа 1979 году на грязном поле аэропорта Санандаджа выстроили в шеренгу 11 человек. Их приговорили к казни за «контрреволюционную» деятельность против иранского правителя Аятуллы Рухоллы Хомейни. Все 11 человек были казнены.
Ни один международный журналист или фотограф не был свидетелем этой расправ. Хомейни запретил им въезд в Ирана, а значит, только местная пресса должна была освещать конфликт между теократией и курдами в «правильном ключе».
Иранского фотографа Джахангира Разми предупредили о предстоящем суде, он был на месте где смог снять два рулона пленки во время казни. Одна из фотографий, где военные стреляют в пленных, и вот-вот упадет последний из казненных, была анонимно опубликована в на первой полосе иранской газеты «Эттелаат».
В течение нескольких часов члены Исламского революционного совета прибыли в офис газеты и потребовали имя фотографа. Редактор отказал. А через несколько дней фотография была подхвачена службой новостей UPI, и уже узнал весь мир из мировой прессы. То было свидетельством кровавого режима религиозного правительства Хомеймени.
Фотография «Расстрельная команда в Иране» получила Пулитцеровскую премию. Это был единственный раз, когда премию присудили анонимно. Только в 2006 год Разми был раскрыт, как фотограф сделавший этот и остальные ужасные снимки.
75. «Брайан Ридли и Лайл Хитер», Роберт Мэпплторп, 1979 год
До 1979 году гомосексуализму не было места в американской культуре, пока фотограф Роберт Мэпплторп не начал снимать эту сферу жизни граждан страны. Одним из первых его пар были Брайан Ридли и Лайл Хиттер.
На работе эти два парня были обычными мужчинами и свою любовь они никак не демонстрировали, потому что легко можно было угодить за решетку в любом штате. Однако перед камерой Мэпплторпа они представали во всей красе. Фотограф провел с ними 10 лет, постоянно документируя гей-жизнь и мир БДСМ, который был еще больше закрыт от общества.
Через десять лет фотографии Мэпплторпа выставили в художественном музее Цинциннати за что директора и музей обвинили в непристойности. В 1990 году начался суд по этому поводу, где музей оправдали, что еще сильнее закрепило наследие Мэпплторпа, как смелого пионера, чья работа заслужила публичного показа.
Фотографии Мэпплторпа помогли открыть двери для целого ряда фотографов и художников, которые смогли откровенно и не таясь исследовать другую сторону жизни человечества.
Вот такими выдались 70-е годы XX века. Честно говоря, я думал, что после Второй Мировой войны больше не будет ужасных событий, однако это оказалось не так. По всему миру возникали различные горячие точки, несчастные случаи в которых фотографам пришлось снимать и показывать всему миру, побуждать страны в решении проблем. Внесли ли они свой большой вклад в это вместе с её величеством Фотографией? Я считаю, что «Да».
В следующих частях мы с вами перенесемся в следующую десятилетку. Даже страшно представить, что было там?!
Все части этой мега-статьи «Топ-100 самых значимых фотографий за всю историю по версии журнала Time» вы можете посмотреть и почитать по хештегу #топ 100 фото time
Ну, и...
Подписывайтесь на канал!
Рад каждому.
Пишите комментарии, можем пообсуждать.
Читайте другие материалы на канале.
Удачного дня!
Друзья, я собираю средства на покупку камеры Canon RP. Буду рад и благодарен, если поможете любой суммой (сумму в форме ниже можно менять в любу сторону).😊 Подробнее о сборе можно узнать в этой статье.