Я в свое время был изрядно удивлен, узнав, что этот обожаемый мною фильм поставлен на самом деле по пьесе Булгакова. Правда, у Мастера название короче и проще - пьеса называется просто "Иван Васильевич".
Гайдай снял фильм очень близко к исходному тексту, хотя и перенес время действия из "булгаковского" времени - 20-е или 30-е годы - в современные ему семидесятые. Но все же изначальная пьеса Михаила Афанасьевича кое-чем изрядно отличается. Я бы, пожалуй, не отказался увидеть ремейк этого фильма, только поставленный полностью "по канону" - то есть с изначальным временем действия и изначальными нюансами.
Во-первых, управдом Бунша у Булгакова - по происхождению, внезапно, князь! Но поскольку князем в то время числиться было небезопасно для здоровья, то он подделал документы, согласно которым его отцом стал княжеский кучер Пантелей. Но величать себя велит именно Иваном Васильевичем, а не Иваном Пантелеевичем. Инженер Тимофеев, кстати, тоже не Шурик, а Николай. Жена зовет его "Кока".
Во-вторых, у Булгакова (в тексте второй редакции пьесы) изобретатель изначально делал не машину времени, а всего-навсего новый тип радиоприемника - для того же Бунши, который умучил его прослушиванием через рупор песен про Ивана Грозного. Когда Тимофеев уснул, рупор Бунши громко играл оперу "Псковитянка" что и навеяло сон про машину времени и, собственно, Грозного. Тимофеев, кстати, просто заснул. Никакая машина у него не взрывалась, и его не контузило.
В-третьих, коварная жена Зинаида мало того, что сбежала с любовником Якиным, так еще и стребовала с мужа последние деньги - 153 рубля - на дорогу. Он отдал ))
Далее. В тексте за парочкой Бунша энд Милославский гоняются не стрельцы, а опричники. Сам царь носит рясу опричника, которой он и жалует Якина. А еще, кстати сказать, дает ему вотчину под Костромой, поскольку тот - "холоп", и у него ничего нет. Вывод Грозный такой сделал, скорее всего, на том основании, что Якин был одет в короткие штаны, т.е. в шорты. По понятиям XVI века - нищета голимая, даже ткани на штаны купить не смог. И что боярыня, красотою лепа, в нем нашла - непонятно ))
Вообще Иван Васильевич в тексте показан очень благородным человеком. Он даже пытался компенсировать Шпаку потери от ограбленного дома, подарив ему золотую гривну. Тот не взял - и царь взъярился: "От царского подарка отказываешься?!"
Такую же гривну он пытался дать и Якину. Тот тоже не взял.
Далее. Никакой стрелец алебарду (названную бердышом) в машину времени не метал, и она не перегорала. Там был опричник, который просто от шока выронил бердыш. Управдом и вор оказались заперты в чужом времени лишь потому, что машину времени Бунша пытался выключить, пока Тимофеев ловил удравшего царя. Управдом перевел в ней некую стрелку, а самое главное - случайно утащил с собой в прошлое... Ключ управления!
Государь специально выдавал Тимофееву золотую монету, чтобы тот сдал ее в ювелирный и смог заказать слесарю копию ключа.
Далее. "Кемску волост" в оригинале отдали-таки шведскому послу, причем сделал это сам Милославский. Бунша тупо сидел на троне в полной прострации и был способен только молчать. И "Гитлер капут" он, разумеется, не говорил))
Милославский. Федя, это безобразие! Нельзя так с переводчиками обращаться! (Бунше.) Отвечай ему что-нибудь... а то ты видишь, человек надрывается.
Бунша. Я на иностранных языках только революционные слова знаю, а все остальное забыл.
Милославский. Ну, говори хоть революционные, а то ты ведь никаких слов не произносишь... Как рыба на троне! (Послу.) Продолжайте, я с вами совершенно согласен.
Кстати, после приема шведского посла принимали еще и патриарха Всея Руси, которого Милославский тоже обокрал. Тем же способом, что и посла - снял с его груди золотую панагию с драгоценными камнями))
И выдал самозванца именно патриарх - хватился панагии. По его сообщению завернули опричников, уехавших выбивать крымского хана с Изюмского шляха. Кстати, в фильме опричники есть, хотя напрямую так и не называются. Это именно те самые конные воины в черных одеждах.
Далее. Бунша вначале подписал знаменитый приказ как "Управдом", и еще печать жакта приложил, а потом, по указке Милославского, переделал на "Иван Грозный". Чему дьяк Федька безмерно удивился - никогда настоящий Иван Васильевич так себя не называл. Это был первый звоночек, что "царь-то ненастоящий" ))
И эти два обалдуя еще умудряются сообщить реальному царю, что Кемскую волость шведам отдали. Царь в ярости кидается бить дьяка Федьку - "А ты-то куда смотрел?!", бросает его на машину времени, и тем окончательно выводит ее из строя. Но тем не менее оба успевают вернуться в прошлое.
Вот примерно так. Пьеса на самом деле очень коротенькая. Там нет многих комедийных мизансцен, которые добавил Гайдай.
Впрочем, фильм от них только выиграл...)