Спартанское гражданское воспитание, так называемое агогэ, позволило сформировать лучших воинов Древней Греции. Однако это была весьма категоричная, тотальная система, со строжайшей концепцией воспитания и подчинения, не учитывающая интересы личности, жизнь спартанца с детства до глубокой старости была подчинена только интересам государства. О жестких нравах спартанцев ходят легенды, и одна из самых распространенных, что они убивали своих новорожденных слабых младенцев.
Неужели в интересах государства спартанцы зашли так далеко, что убивали собственных детей, которые не соответствовали требованиям системы?
Одна из самых повергавших в шок привычек спартанцев с сегодняшней точки зрения описана Плутархом в его знаменитых «Сравнительных жизнеописаниях». История гласит, что в Спарте классической эпохи:
Отец новорожденного не имел права на ребенка, он не мог решать, будет он его воспитывать или нет. Он отвозил ребенка в место, называемое «лесха», где сидели члены старейшин, там отец должен был признать своего ребёнка, а после старейшины осматривали физические данные ребенка.
Если он был хорошо сложен и не имел физических недостатков, они приказывали отцу поднять его (...). Если, однако, он был тощим и деформированным, ребенок умертвлялся, его сбрасывали с обрыва Апофеты на Тайгете. Спартанцы полагали, что будет лучше и для ребенка, и для полиса, если он умрет, поскольку у него нет здоровья и сил с самого начала.
В интересах государства
Описание Плутарха соответствуют образу спартанской культуры, строго ориентированной на всеобщее благо. Объем свободы личности в Спарте был определен очень узко, личный интерес должен был отойти на второй план. Вся жизнь и быт спартанца были строго прописаны системой суровых предписаний, регламентировавших общественную жизнь. Поэтому гражданин даже решение о судьбе и праве на жизнь своих детей возлагал на государство.
А акты детоубийства, по мнению Плутарха, закрепили за спартанцами репутацию самых безжалостных, бессердечных , по крайней мере, в свете сегодняшних моральных норм, варваров.
Но правда ли, что в Древней Спарте убивали младенцев и процветала Евгеника?
Многие историки предполагают, что описанное действительно имело место быть. Однако в этом вопросе многое вызывает серьезные сомнения.
Сомнения
Прежде всего, Плутарх писал на рубеже 1 и 2 веков нашей эры, то есть по крайней мере, через 600 лет после того, как в Спарте практиковалось детоубийство. Ни один из древних историков до Плутарха не затрагивал эту тему. Что особенно важно, Ксенофонт не писал об убийстве младенцев с физическими дефектами, а он, как известно, в 4 веке до нашей эры написал целый трактат, посвященный Спарте, и очень хорошо знал обычаи Пелопоннесского города-государства.
Также известно, о спартанском царе Агесилае (ок. 443–360 гг. до н.э.), который был инвалидом с рождения, и он не подвергался никакому «отбору».
Кроме того, в 2007 году в районе Тайгета, того самого обрыва с которого, по мнению Плутарха скидывали детей, проводились археологические исследования. Они не привели к обнаружению останков младенцев или детей. Там нашли кости только взрослых мужчин, из нескольких древних источников известно, что с обрыва скидывали преступников и предателей.
В заключении
Тем не менее, легко понять, почему многие исследователи до сих пор принимают историю об убийстве новорожденных спартанцев за правду. Государственная система Спарты вмешивались практически во все сферы жизни, создавая жесткую систему правил, где строго регламентировалось, что можно и чего нельзя делать, чтобы воспитать послушного гражданина и хорошо обученного солдата. Поэтому умерщвление самых слабых новорожденных детей не противоречило бы такой системе.
Вероятно, поэтому и сам Плутарх считал, что передает не мифы или слухи, а только лишь правду.
Terrarum Antiqua | Античный мир - не скучно!
Библиотека:
Плутарх, Застольные беседы
Ксенофонт, Греческая история
Зайков А. В., Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры
Ксенофонт, Лакедемонская полития