Найти в Дзене
Фотевиль

Какими объективами лучше фотографировать на улицах? Преимущества и недостатки разных фокусных расстояний

Сегодня мы зададимся фундаментальным вопросом:

"Так какими же объективами лучше всего снимать "стрит"?"

Моя предыдущая статья подсказывает нам, что широкоугольными (фокусное < 50 мм).

Именно они обеспечат вам максимальную ГРИП, но только ли в этом их преимущество?

Нет!

Поцелуй на мосту. Эквивалентное фокусное расстояние 28 миллиметров (18 мм.)
Поцелуй на мосту. Эквивалентное фокусное расстояние 28 миллиметров (18 мм.)

Сама по себе фотография изначально плоское двухмерное изображение и передать в ней глубину не так просто.

Что же позволяет нам это сделать?

Правильно! - одно из выразительных средств для передачи объёма на снимке - перспектива. Сходящиеся на фотографии линии, например, создают линейную перспективу, которая добавляет глубины фотографии. Изменение размеров схожих, или одинаковых по размеру предметов, в зависимости от их удалённости, так же создают у зрителя ощущение третьего измерения.

А эффект этот проявляется тем сильнее, чем более широкоугольную оптику вы используете.

Пример снимка, сделанного на "полном кадре" с фокусным расстоянием объектива в 17 миллиметров.
Пример снимка, сделанного на "полном кадре" с фокусным расстоянием объектива в 17 миллиметров.

В телеобъективах есть своя прелесть, но вот показать при их помощи объёмность снимаемой сценки весьма затруднительно.

Так что это ещё один жирный плюс в пользу "шириков".

Думаете на этом всё? Ах, нет же!

А как же возможность съёмки вслепую, не глядя в видоискатель, или экран фотоаппарата?

Снять навскидку: "от бедра", "от живота", "над головой" - всё это про широкоугольную оптику.

35 миллиметров. Фото автора. Снимок сделан вслепую "от живота".
35 миллиметров. Фото автора. Снимок сделан вслепую "от живота".
35 миллиметров. Фото автора. Вслепую на уровне колен.
35 миллиметров. Фото автора. Вслепую на уровне колен.
28 миллиметров. Фото автора. Над головой.
28 миллиметров. Фото автора. Над головой.

Зачем вообще так снимать? Об этом обязательно напишу в одной из следующих статей.

А пока просто примем это как факт - фотографировать вслепую объективами с фокусным более чем на 50 мм, весьма проблематично.

Коротко говоря, очень и очень многие фотографы остановили свой выбор на объективах 35, или 28 миллиметров (на полном кадре).

(В моём арсенале есть они оба.)

Для них они стали "штатными". Т. е. той оптикой, которая чаще всего работает в паре с "тушкой" (от англ. "body" - тело). Они действительно достаточно универсальны (в особенности, на мой взгляд, 35 мм).

Разумеется речь сейчас идёт о камерах со съёмной оптикой.

Но как быть с зум-объективами? Спросите вы.

Есть же всевозможные 16-35, или 24-70, например!

Неужели снимать только объективами с фиксированным фокусным?

Ещё пару лет назад я сказал бы: "Да, фиксы и только фиксы!"

Сам Брессон рекомендовал остановить свой выбор на каком-нибудь объективе с постоянным фокусным и снимать только им.

И в этом действительно есть ряд существенных плюсов.

Во-первых, привыкнув к одному фокусному, со временем начнёте ощущать себя как рыба в воде: вы будете заранее понимать в какой точке вам следует оказаться, чтобы сделать нужный кадр. Сможете принимать решение быстрее и увереннее. Вы буквально ногами и руками станете ощущать нужный ракурс и нужное расстояние.

Во-вторых, снимать вслепую, а это, как я уже говорил, крайне важный навык, вы будете точнее, со временем почти не допуская ошибок в кадрировании. Если же вы снимаете объективом с переменным фокусным расстоянием, такие ошибки будут случаться у вас на каждом шагу.

В-третьих, широкоугольный фикс станет вынуждать вас подходить достаточно близко к объекту съёмки. Ведь с "зумом" 28-75, например, велик соблазн крутануть кольцо и сразу же "оказаться " ближе.

Но в теле-положении объектива уже нет того эффекта присутствия, пропадает и объёмность снимка, о чём мы уже говорили выше.

Помните известные слова Роберта Капы?

"Если твои снимки недостаточно хороши, значит ты был недостаточно близко."

Уверен, что имел он в виду совсем другое, но звучит очень красиво и вполне подходяще нашему случаю.

Телеобъектив ограничит вас и в выборе ракурсов. В большинстве случаев не сможете снимать с верхних и нижних точек, если и вы и объект вашей съёмки расположены на одном уровне.

Ну и в-четвёртых. Не так важно, но всё же. Качество и размер фикс объективов. Для уличной фотографии практически у каждого производителя найдётся компактный и резкий фикс-объектив. "Зум" соответствующего качества окажется, как правило, существенно крупнее.

И всё же зум-объективы я не стал бы полностью исключать из арсенала уличного фотографа, а в случае тревел-фотографии так и вовсе пользовался именно ими.

Если позволяют финансы, то вслед за хорошим фиксом в фотографический рюкзак я бы отправил что-нибудь из 24-70, или, что в моём случае предпочтительнее, 28-75.

Объектив Tamron 28-75mm f/2.8 Di III RXD Sony E. Фото автора. Снимок сделан в положении 75 миллиметров.
Объектив Tamron 28-75mm f/2.8 Di III RXD Sony E. Фото автора. Снимок сделан в положении 75 миллиметров.

Я бы выходил на прогулки "по умолчанию" всегда оставляя объектив в положении 28 мм, к которому я давно привык. И только в случае, когда мне потребовалось бы иное фокусное, крутил бы кольцо зуммирования.

Так что же это за случаи?

Когда теле-положение предпочтительно?

Ну вы и сами, конечно же, догадались.

Физическая невозможность оказаться ближе, когда невероятно интересный и важный сюжет отделён от вас непреодолимым препятствием, например, дорогой с большим автомобильным трафиком, либо вы элементарно не успеваете подойти вплотную. Иногда уникальность происходящего оказывается всё же важнее способа, которым событие было запечатлено. Пусть не будет сильного эффекта присутствия, но останется самое главное - уникальный момент!

Объектив Canon EF 85mm f/1.8 USM. Фото автора.
Объектив Canon EF 85mm f/1.8 USM. Фото автора.

Или другой случай. Вы фотографируете человека в окне проезжающего мимо автобуса, или в окне здания. И близко очень часто не подойти, и сама по себе картинка плоская, на что её не сними. Задний план на таких фотографиях, как правило, не читается и с перспективой тоже не поработаешь. Так что телеобъектив - именно то, что нужно.

Объектив Canon EF 85mm f/1.8 USM. Фото автора.
Объектив Canon EF 85mm f/1.8 USM. Фото автора.

Более сложный вариант. Вы фотографируете намеренно искажая действительность.

Видели наверняка снимки на фоне фантастически огромной Луны?

Телеобъективы имеют свойство словно бы уплотнять пространство, сжимая расстояния между объектами в кадре. Этим можно искусно пользоваться, создавая весьма необычные изображения. Правда для этого вам понадобится хотя бы что-то вроде 70-200. Дорогая игрушка. Я свой продал.

Следом за 28-75 в свой рюкзак я бы положил и 17-28 (привожу этот диапазон, потому что доводилось снимать на соответствующий "Тамрон" и он мне пришёлся по вкусу).

Фотографировать в сверширокоугольных положениях - отдельный вид удовольствия, когда желание объять необъятное сталкивается с необходимостью вдумчиво и грамотно разбираться с более сложной геометрией кадра.

Объектив Зенит МС Зенитар-М2,8/16 "Fish-eye". Фото автора из серии "Воображаемый матч".
Объектив Зенит МС Зенитар-М2,8/16 "Fish-eye". Фото автора из серии "Воображаемый матч".

А что с мобильными телефонами?

Ну вот они то как раз, практически все без исключения, снимают широкоугольными камерами и ГРИП имеют достаточный для того, чтобы делать многоплановые снимки.

В моём простеньком "Самсунге" есть даже отдельный объективчик, специально для сверхширокоугольной съёмки.

Samsung A51. Фото автора. 13 мм в 35-миллиметровом эквиваленте.
Samsung A51. Фото автора. 13 мм в 35-миллиметровом эквиваленте.

Мне будет интересно узнать на что предпочитаете снимать лично вы сами! Напишите в комментариях, если не затруднит.

Мой инстаграм.

Друзья, не стану просить вас подписаться на канал, или поставить лайк. Если вам нравится то, чем я занимаюсь, вы это сделаете без каких-либо понуждений. Я искренне желаю, чтобы здесь оказались именно мои друзья и единомышленники.

А какой друг откажется поддержать друга?)

#фотографии #уличная фотография #обучение фотографии #обучение фото