Найти в Дзене
Человек-метро

Показываю уникальный тоннель метро в Петербурге. Здесь снимали кино, боролись с рекой и архитектурными излишествами

Оглавление

Метрополитен для большинства пассажиров - это в первую очередь вестибюли, эскалаторы и станции. Проще говоря - те объекты, которые мы с вами видим. Основной труд архитекторов как раз и приходится в основном на пассажирские зоны, чтобы создать максимально комфортные эстетические условия для пребывания людей.

Однако при этом существует немало сооружений в метро, которые недоступны широкому взору, но между тем являются прекрасными образцами архитектуры определенной эпохи и сами по себе являются любопытными в инженерном плане конструкциями, не имеющих близких аналогов.

Сегодня я покажу вам один из самых старых тоннелей петербургской подземки, по которому пассажиров не возят. Проехать по нему может либо работник метро либо счастливый и редкий гость экскурсий, проводимых в депо.

Связь с внешним миром

Перемещаемся в конец 1940-х годов в #Ленинград. Здесь полным ходом идёт стройка подземки, которую пришлось прервать из-за начала Великой Отечественной войны. Трасса - будущая первая линия и станции - была определена еще в конце 1930-х. Согласно принятой концепции подземка должна была связать все существовавшие на тот момент железнодорожные вокзалы с индустриальным пятном Кировского завода и его окрестных жилых районов.

Схема трассы первой очереди Ленинградского метрополитена от Автово до Площади Восстания
Схема трассы первой очереди Ленинградского метрополитена от Автово до Площади Восстания

Одной из сложностей при строительстве первой очереди метрополитена (не только в Ленинграде, но и в других городах) является необходимость обустройства выхода путей подземки на поверхность. Это нужно для того, чтобы поезда метро можно было обслуживать и ремонтировать в специально предусмотренных корпусах электродепо, которые традиционно в #СССР и на постсоветском пространстве размещают на улице (хотя в мире известны случаи подземного расположения подобных площадок).

Депо Автово - старейшая вагонная площадка в Санкт-Петербурге. Снимок автора. 2016 г.
Депо Автово - старейшая вагонная площадка в Санкт-Петербурге. Снимок автора. 2016 г.

В случае с Ленинградом вопрос вывода тоннелей на поверхность - это всегда была сложность возведённая в n-ю степень. Почему? Слабые неустойчивые грунты - высокий уровень грунтовых вод, плывуны и прочие подземные и не только радости.

Проведя серьезные изыскания, ленинградские проектировщики поняли, что если где и устраивать подъем на поверхность, то лучше это сделать на юге Ленинграда - грунт может быть там и не был идеальным, но лучше, чем в недрах Выборгской стороны (как это предлагалось в начале стройки) на севере города.

Река не помеха!

Борьба со слабым грунтом была лишь частью проблемы. Второй неприятностью стала необходимость отвода реки Красненькая, которая по закону подлости достаточно близко пролегает к тупикам станции "Автово" - отправной точке первой очереди Ленинградского метро. Именно отсюда в октябре 1955 года отправились первые поезда, которыми обкатывали новый участок.

Назвать реку полноводной не приходится - в определенных местах её вполне может перейти вброд взрослый человек. Красненькую и другие подобные ей малые реки вообще проще назвать открытым канализационным коллектором, как я люблю говорить, чем считать каким-либо серьезным водотоком, однако в самом начале 1950-х годов головоломку она создала неплохую.

Давайте сперва посмотрим ситуацию на местности:

Схема тоннелей и путей в районе станции "Автово". Трассы показаны условно. Основа: картографический сервис https://www.openstreetmap.org/
Схема тоннелей и путей в районе станции "Автово". Трассы показаны условно. Основа: картографический сервис https://www.openstreetmap.org/

Как строить тоннель-то, когда река сверху? Станция "Автово" единственная из пуска размещена на малой глубине - всего 18 метров. Строили её в глубоком котловане, то есть, попросту говоря, в яме. А тут от станции на поверхность нужно еще тоннель с поездами вывести, при этом еще необходимо как-то пересечь напряженный участок Октябрьской железной дороги (ветвь в порт с вереницей товарняков) и реку.

Сила инженерной мысли помогла решить и эту проблему. К строительству приступили, начав раскапывать котлован со стороны будущего портала - того места, где поезд будет непосредственно, как из ворот, выкатываться на улицу. Иными словами - стали углубляться всё глубже и глубже, под горку.

К большому счастью и на редкость грунт в этой части Ленинграда позволял раскрывать котлован и крепить его стенки относительно спокойно и безопасно - обычным шпунтом. В образовавшемся "окопе" строители укладывали слой гидроизоляции, вязали арматуру и, укладывая бетонную смесь, создавали будущую "коробку" тоннеля.

Схематично
Схематично

Подойдя вплотную котлованом к реке, стройку тоннеля приостановили - "нырять" под неё не стали. Строители по всей длине забетонировали обделку (обделку, обделку, просьба не поправлять, так правильно) и засыпали готовый тоннель песком.

В непосредственной близости от водотока Метрострой буквально сколотил из досок и брёвен лоток для нового временного русла реки, поставив его буквально на "крышу" тоннеля.

Схематично. Авторская зарисовка
Схематично. Авторская зарисовка

А дальше ловкость строительных рук и никакого волшебства - русло над тоннелем перекрыли, наколотив свай из двутавровых балок и насыпав глины. Вода реки Красненькая потекла теперь по лотку над тоннелем. Воспользовавшись этим, метростроевцы раскопали старое русло и продолжили строить тоннель на север, к станции. Манёвр такой же - сделали котлован, забетонировали тоннель, засыпали песком.

По окончании этих работ требовалось обратно вернуть реку в своё старое русло - не в деревянном лотке же ее оставлять! Для этого в прежнем месте, где река себе спокойно протекала условно сотни лет до этого, над потолком тоннеля сделали новый лоток - более широкий, чем временный, и для его укрепления использовали только перемятую глину и щебень. Теперь можно было разбирать перемычки из грунта и выдёргивать сваи - всё, река потекла, как и прежде, а под ней пошли поезда.

А для тех, кто не смог разобраться, я подготовил царь-анимацию. Скажу по правде, на её создание ушло очень много часов работы.

Строительство двухпутного тоннеля от станции Автово к электродепо под рекой Красненькой. Авторская анимация от Человека-метро
Строительство двухпутного тоннеля от станции Автово к электродепо под рекой Красненькой. Авторская анимация от Человека-метро

Любопытный момент - переносить временно пришлось и железную дорогу, для которой в стороне построили мостик над раскопанным котлованом, чтобы разобрать участок оригинальной трассы. Построив и засыпав песком готовый тоннель, рельсы вернули на место и товарняки пошли в порт и из порта прежним маршрутом.

Конструктивная красота

На своём протяжении тоннель к депо имеет разные сечения (чем и интересен в том числе) - есть два участка, где он похож на двухпутные тоннели первой очереди московского метро и машинисты встречных поездов имеют возможность видеть друг друга и даже помахать ручкой.

Двухпутный тоннель от станции "Автово" к депо
Двухпутный тоннель от станции "Автово" к депо

На другом участке тоннель "двухочковый" - единая монолитная конструкция, разделенная стенкой с нишами. Проёмы были сделаны для оптимизации - жесткости будет достаточно, да и переходить из отсека в отсек можно легко.

Тоннель со "стенкой" посередине
Тоннель со "стенкой" посередине
Для размещения оборудования в междупутье ниши были сделаны побольше
Для размещения оборудования в междупутье ниши были сделаны побольше

Непосредственно у примыкания тоннеля к станции он вновь становится односводчатым - здесь располагается служебная платформа, которую можно использовать для осмотра состава и смены кабины.

Прямо по курсу - депо, за спиной - станция "Автово"
Прямо по курсу - депо, за спиной - станция "Автово"

И теперь пройдём по платформе к станции - навстречу нам следует хозяйственный поезд - мотовоз. Такие маленькие юркие тягачи выходят на пути метрополитена преимущественно ночью - с помощью них вывозят мусор со станций, завозят оборудование или притаскивают специальные железнодорожные платформы малого габарита для различных операций (мойка тоннелей, замена ламп, осмотр обделки и пр.)

Служебная платформа в двухпутном тоннеле. Вид в сторону станции "Автово"
Служебная платформа в двухпутном тоннеле. Вид в сторону станции "Автово"

Спустившись с платформы, попадаешь уже в конструкции станции "Автово". Здесь можно увидеть прекрасный техногенный натюрморт из четырех стрелочных переводов, называемый перекрёстным съездом.

Красиво же!
Красиво же!

Свернём направо и попробуем подойти к платформе станции

Ну и, конечно, нельзя не показать саму красавицу "Автово", считающуюся одной из самых красивых станций Петербургского метро. Про неё когда-нибудь я подготовлю отдельный репортаж, а пока в качестве тизера нетривиальный вид на ночную станцию с пути:

"Автово" с пути. Света мало, так как ночь - экономят электричество
"Автово" с пути. Света мало, так как ночь - экономят электричество

Ну а мы, посмотрев на станцию, вернёмся в двухпутный тоннель к депо и попробуем дойти до конца, чтобы увидеть свет в конце) Хотя ночью сделать это не так уж просто, если на улице не июнь месяц.

По пути покажу место перехода "двухочкового" тоннеля в односводчатый:

-18

И в обратную сторону:

-19

За двести метров до конца тоннеля его свод немного становится выше - это значит, что мы уже вышли из под земли и находимся уже даже не в тоннеле, а в рампе - так называют элемент, который сопрягает подземную выработку с порталом выхода.

Входим в рампу - царствие "дощечного" монолита, других опалубочных систем не существовало.
Входим в рампу - царствие "дощечного" монолита, других опалубочных систем не существовало.

Что же, осталось совсем чуть чуть, какой-то свет действительно виден:

...
...

Это горят мощные огни прожекторов на территории депо

Портал ветви к электродепо "Автово"
Портал ветви к электродепо "Автово"

В начале статьи я сказал, что пассажиров по этому тоннелю не возят, однако так было не всегда.

Когда-то давно, с 1966 по 1977 год, по этому тоннелю шло регулярное пассажирское движение поездов. От деповских путей вправо отходил путь к временной наземной станции "Дачное". Короткий век работы перегона был даже запечатлен в ряде кинолент Ленфильма, о чём я уже рассказывал в познавательной статье, посвященной фильмам, снятым в ленинградской подземке.

Путь от станции "Дачное" к тому самому порталу. Кадр из к/ф "Цвет белого снега"
Путь от станции "Дачное" к тому самому порталу. Кадр из к/ф "Цвет белого снега"

Очаровательная кинематографическая наружность

Показав во всей красе тоннель, настало время посмотреть на место выхода его на поверхность под лучами солнца - так можно лучше разглядеть и рампу и портал.

Портал тоннеля. 2015 год
Портал тоннеля. 2015 год

Подобно норе какого-то гигантского червя, как иногда показывают в различных фантастических фильмах, при подъеме к поверхности тоннель метро образует искусственный холм, уютным образом покрытый газоном.

Заканчивается рампа более чем парадно - портал архитектурно оформлен в чётком соответствии со временем строительства первой очереди метро - начало 1950-х. Казалось бы, ну кто это увидит на закрытой, почти режимной территории? Вот всё-таки созидали творцы.

Кстати о черве, а ведь напоминает же пасть?

Блин, я всё же не удержался. Простите, пожалуйста, друзья. В качестве шутки. Как это теперь развидеть?

Ом-ном-ном! Жуть какая...
Ом-ном-ном! Жуть какая...

Да, к разговору о кинематографичности - именно здесь снимали один из эпизодов советского Шерлока Холмса с Василием Ливановым:

Кадр из серии цикла кинофильмов о похождении Шерлока Холмса и Доктора Ватсона "Двадцатый век начинается". Внимательный зритель может заметить, что с годами эксплуатации количество декоративных элементов на портале уменьшилось.
Кадр из серии цикла кинофильмов о похождении Шерлока Холмса и Доктора Ватсона "Двадцатый век начинается". Внимательный зритель может заметить, что с годами эксплуатации количество декоративных элементов на портале уменьшилось.

Подробнее о съемках можно узнать в статье "Кино в метро", а наш рассказ про тоннель на этом подошел к концу.

Спасибо, что прочитали и посмотрели фотографии!

Заезжаем на поезде в портал и скрываемся в темноте...
Заезжаем на поезде в портал и скрываемся в темноте...

Впереди новые статьи и новые истории. Буду признателен за подписку на канал. До скорой встречи и хорошего настроения, друзья!