Вися на кресте, Иисус пообещал одному из разбойников, распятых вместе с Ним, что он в тот же день окажется в раю. Мы уверены, что Иисус сдержал Своё обещание — что, когда разбойник умер, ангелы отнесли его на лоно Авраамово, как это было с Лазарем (Лк. 16:22). Этот факт не доказывает, однако, что данный эпизод содержит учение о том, как люди, не являющиеся христианами, могут сегодня получить спасение.
Вокруг этого разбойника делается слишком много допущений. Например, многие допускают, что это был “чужой грешник”. Словом “чужой”, в основном, называют человека, не являющегося гражданином данной страны; в Писании оно иногда употребляется по отношению к тому, кто не является гражданином Божьего царства (см. Еф. 2:19). Считающие так полагают, что спасение разбойника создало прецедент для “чужих грешников” — то есть для нехристиан. Однако разбойник был не “чужим грешником”, а “заблудшим чадом Божьим”. Давайте поразмышляем. Кто его распял? Римляне. А римляне распинали римских граждан? Нет. Кого же они распинали? Проявлявших неповиновение людей в покорённых ими областях. В той покорённой области жили иудеи. Можно с уверенностью предположить, что разбойник был иудеем. На то, что он был иудеем, указывают и его слова (“Или ты не боишься Бога”), обращённые к другому разбойнику. Язычники, по большей части, сослались бы на “богов”, а не на одного “Бога”. Правда, он не был послушным иудеем; он нарушил по меньшей мере одну из десяти заповедей (Исх. 20:15). Тем не менее, он был иудеем. А значит, и чадом Божьим, потому что — вплоть до смерти Христа — иудеи являлись избранным народом Божьим (см. Втор. 7:6). Если уж считать спасение разбойника каким бы то ни было примером для нас, то это должен быть пример того, как заблудший христианин — а не тот, кто христианином не является — может получить прощение.
Также допускают, что разбойник не был крещён. Он умер недалеко от того места, где за несколько лет до того Иоанн Креститель начал своё служение. Матфей пишет об известности, какой изначально пользовался Иоанн: “Тогда Иерусалим, и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои” (Мф. 3:5, 6). Многие жившие в тех местах были крещены Иоанном. Позднее, когда в той же местности начал Своё служение Иисус, Он со Своими учениками крестил даже больше людей, чем Иоанн (Ин. 4:1; см. 3:26). Разве нельзя допустить, что в один из тех дней разбойник крестился либо от Иоанна, либо от учеников Иисуса? (Это, кстати, помогает объяснить слова разбойника о царстве Иисуса). Было так или не было, не имеет значения, но доводы, касающиеся библейского текста, не должны основываться на допущениях.
Почему я говорю, что неважно, был разбойник крещён или нет? Как уже было сказано, его спасению никогда не предназначалось быть примером для современных нехристиан. Позвольте мне привести три причины в пользу этого утверждения.
ОН БЫЛ СПАСЁН ДО ТОГО, КАК БЫЛ ОТМЕНЁН ВЕТХИЙ ЗАКОН
Использование истории о разбойнике в качестве примера обращения для нехристиан сегодня нарушает принцип, которому учит 2 Тим. 2:15: “Старайся представить себя Богу достойным, тружеником безукоризненным, верно преподающим слово истины”. Верно преподавать слово истины — это, в частности, различать между тем, что относится к периоду старого соглашения Бога с людьми (Ветхий Завет), и тем, что относится к периоду нового соглашения (Новый Завет).
Библия учит, что точкой разделения старого и нового заветов является смерть Иисуса. Павел писал колоссянам, что Бог нас “оживил... вместе с Ним [Христом], простив нам все согрешения. Он стёр осуждавшую нас рукопись с постановлениями, рукопись, которая была против нас, и Он устранил её, пригвоздив её ко кресту” (Кол. 2:13, 14; Славянское Евангельское Общество). Чтобы не было недопонимания относительно того, какие именно “постановления” имел в виду апостол, в стихе 16 он перечисляет некоторые из них: это правила относительно “пищи, или питья, или какого-нибудь праздника, или новомесячия, или субботы”. Слово “суббота” подтверждает, что Павел говорит о законе Моисея, ибо одна из его десяти заповедей гласила: “Помни день субботний, чтобы святить его” (Исх. 20:8).
Выражения “стёр” и “устранил” не оставляют сомнений в том, что Моисеев закон был отменён. Когда это произошло? Обратите внимание на слова “пригвоздив её ко кресту”. Тут подразумевается не кусок дерева, к которому был пригвождён Христос, а сама смерть Иисуса. Иисус и только Иисус в совершенстве исполнил старый завет, не нарушив ни одного его предписания. В конце Его жизни это соглашение исполнилось (было завершено). Со смертью Иисуса старый завет был “устранён”.
В это же время в силу вступил новый завет. В Евр. 9:15 говорится, что Иисус — “Ходатай нового завета”. Далее поясняется, что должно было произойти, прежде чем новый завет вступит в силу: “Ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив” (Евр. 9:16, 17). Здесь проводится аналогия с особым договором (или соглашением), который называется “последняя воля и завещание”. Когда вступает в силу “последняя воля и завещание”? После смерти завещателя — не ранее того. Во многих Библиях на странице, предшествующей Евангелию от Матфея, сказано: “Новый Завет [завещание] Господа нашего Иисуса Христа”. Когда новое завещание Иисуса Христа вступило в силу? Когда Он умер. Со смертью Христа завершилась эра Ветхого Завета и началась эра Нового Завета.
Разбойник не является примером спасения нехристиан сегодня, потому что он получил прощение до того, как был устранён ветхий закон. Это правда, что рай ему был обещан всего за несколько часов до смерти Иисуса, но, тем не менее, это обещание было дано ещё на “ветхозаветной стороне” креста.
Сравнение Нового Завета с последней волей и завещанием можно расширить. Главное назначение завещания состоит в распределении собственности завещателя. После смерти завещателя люди, чтобы получить завещанное, должны выполнить условия завещания. Но пока завещатель жив, он может распоряжаться своей собственностью так, как ему будет угодно.
Согласно богодухновенным Писаниям, во время земного служения Иисус лишь несколько раз воспользовался Своим правом прощать грехи: в случаях с парализованным (Мф. 9:26), с женщиной, обвинённой в прелюбодеянии (Ин. 8:3-11), и с разбойником на кресте. Всё это примеры того, как Иисус раздавал Свои духовные ценности до вступления в силу Его “последней воли и завещания”, и поэтому ни один из них не может быть использован для обоснования учения о том, как нехристианин получает спасение сегодня.
ОН БЫЛ СПАСЁН ДО ТОГО, КАК ХРИСТОС ДАЛ ВЕЛИКОЕ ПОРУЧЕНИЕ
Во время Своего личного служения Иисус неоднократно упоминал о том, что требуется для спасения. Например, Он говорил о новом рождении (Ин. 3:3, 5) и необходимости обращения (Мф. 18:3). Он подчёркивал необходимость веры (Ин. 8:24), необходимость покаяния (Лк. 13:3) и важность исповедания (Мф. 10:32). Однако Своё великое поручение Он дал лишь после Своей смерти, погребения и воскресения. В нём были изложены Его условия спасения: что люди должны сделать, чтобы обрести Божью благодать.
«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам...» (Мф. 28:19, 20).
«Кто будет веровать и крестится, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» (Мк. 16:16).
«И сказал им: “Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день, и должно быть проповедано во имя Его покаяние и прощение грехов во всех народах, начиная с Иерусалима”» (Лк 24:46, 47).
Основной юридический принцип состоит в том, что закон не может иметь обратной силы. Это условие включено в конституцию РФ (статья 54): “ Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет”. Согласно этому условию, если законодательный орган принимает закон сегодня, то человек не может быть привлечён к суду за то, что нарушил его вчера. Таким же образом, условия Великого Поручения не относились к нашему разбойнику, поскольку он умер до того, как оно было дано. А вот к нам они относятся. От разбойника крещение не требовалось, а от нас требуется. Почему же тогда люди пытаются на примере его спасения доказать, что для нас необходимости в крещении нет?
Чтобы было понятнее, можно привести следующую иллюстрацию. Предположим, что вы вовремя не заплатили налоги, и вас вызвали в налоговую инспекцию. Налоговый инспектор говорит вам: “Вы должны заплатить налог. Добропорядочные граждане платят налоги”. В ответ вы говорите: “А Александр III? Он же не платил подоходный налог и при этом был добропорядочным гражданином. А Пётр I? Он тоже не платил налоги, но считался добропорядочным гражданином. Если такие великие люди могли быть добропорядочными гражданами, не платя налоги, то чем я хуже их!” Вы думаете, это подействует на инспектора? Думаете, он скажет: “Мне никогда не приходило это в голову! Конечно, вам не нужно платить налоги!”? Вместо этого инспектор может сослаться на статью 23 налогового кодекса РФ и на статью 57 конституции РФ, которые предусматривают уплату налогов. Они были приняты относительно недавно и, таким образом, не относятся к жившим до того времени, включая императоров Александра III и Петра I, но они непосредственно касаются нас. Мы не можем отвергать крещение, в своё оправдание ссылаясь на разбойника, поскольку он был спасён до того, как Иисус изложил условия спасения в великом поручении.
ОН БЫЛ СПАСЁН ДО ТОГО, КАК БЫЛО ПРОПОВЕДАНО ЕВАНГЕЛИЕ
Согласно Павлу, суть евангелия (“благой вести”) заключается в трёх ключевых событиях: в смерти, погребении и воскресении Иисуса. Павел писал коринфянам:
«Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанного держитесь так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял: то есть что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15:1-4).
Эта последовательность — смерть, погребение и воскресение — уже была приведена в действие в то время, когда разбойнику был обещан рай, но смерть Иисуса ещё не наступила; Его погребение и воскресение всё ещё были впереди. Евангелие могло быть по-настоящему проповедано только после того, как Господь воскрес из мёртвых. Впервые оно было проповедано в своей полноте апостолом Петром через десять дней после вознесения Христа, в день Пятидесятницы (Деян. 2:23, 24, 32, 36).
Сегодня это удивительное евангелие является силой Божьей ко спасению (Рим. 1:16). Без него мы не можем спастись. А разбойник умер до того, как оно было впервые публично возвещено. Он жил и умер, так и не услышав полного евангельского повествования. Поэтому его спасение не является примером для современных нехристиан, которые должны услышать это евангелие и покориться ему (1 Пет. 4:17; 2 Фес. 1:8).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многие хотят спастись так, как спасся разбойник. Некоторые говорят: “Это был сообразительный разбойник! Он прожил жизнь так, как хотел — даже использовал в своих интересах других людей — но потом, перед самой смертью, он покаялся, и Господь спас его. Я тоже так хочу!” Библия не учит и не призывает откладывать повиновение истине после того, как о ней становится известно. Павел писал: “Вот теперь время благоприятное, вот теперь день спасения” (2 Кор. 6:2).
Если кто-то решил покаяться лишь перед самой смертью, то с ним может произойти следующее. Во-первых, Господь может вернуться до этого события. Во-вторых, этот человек может неожиданно умереть. В-третьих, даже если Господь не придёт и человек не умрёт неожиданной смертью, его сердце, вероятно, настолько очерствеет, что для него уже будет невозможно покаяться (см. Евр. 6:6). Автор Послания к евреям призывает своих читателей: “Ныне, когда услышите голос Его, не ожесточите сердца ваши” (4:7). Никогда не откладывайте того, чего, как вы знаете, от вас хочет Господь.
Давайте переведём наш взгляд с бокового креста, на котором умер разбойник, на центральный крест, на котором за нас умер наш Спаситель. Если мы действительно любим Его, то сделаем то, о чём Он нас просит (Ин. 14:15). Мы не будем придумывать оправдания своему неповиновению, а, наоборот, с сердцем, переполненным любовью и благодарностью, покоримся Ему.