Как ни странно, но осенью 1943 г немцы ещё не считали своё положение безнадёжным и всё ещё продолжали надеяться на итоговый успех. Но какие у них были основания на это?
Планы на восточном фронте
В войне против СССР немцы всерьёз надеялись остановить советские армии на Восточном валу (на Украине он проходил по Днепру). Предполагалось, что в этих боях СССР будет окончательно измотан, в результате чего Германия в 1944 г снова сможет перейти в наступление.
Предпосылкой к такой оценки ситуации явилось то, что СССР к тому времени уже понёс гигантские потери как в людях, так и в производственных мощностях. Одновременно к 1944г Германия сама планировала выйти на максимум своего военного производства.
Как оказалось, немцы переоценили людские потери СССР, и плохо себе представляли, какими темпами развивалась промышленность СССР на Урале.
Говоря про оценку советских потерь – немцы сами виноваты – нечего было их завышать на местах.
Получается, что штабы делали свои выводы на неверной информации.
Переоценили немцы и результаты бомбардировок Поволжья, осуществлённого в июне 1943г. Например, им удалось сильно повредить ГАЗ, но на Газе выпускались лёгкие танки Т70, которые во 2й половине 1943г были уже не актуальны.
Вместе с тем выпуск танков Т34 и, например, самолётов не пострадал.
Как итог, мощные удары Красной армии осенью 1943г оказались для немцев полной неожиданностью.
Катастрофа на Украине случилась для немцев уже в марте 1944, когда, несмотря на распутицу, Красная армия нанесла очередные удары. Германский фронт рухнул. Красная армия захватила огромные трофеи: предметы снабжения, находящиеся в ремонте танки, пленных.
Ну а немцам пришлось срочно собирать войска с других участков, чтобы восстановить рухнувший фронт.
Планы против англо-американцев
Здесь немцы рассчитывали снова склонить удачу в свою сторону в борьбе с морскими перевозками союзников. Нарушение перевозок означало бы невозможность вести союзниками активные военные операции в Европе.
Здесь немцы рассчитывали на новое оружие – планирующие бомбы и новые акустические торпеды.
Но дело было не только в оружии. Превосходство союзников в воздухе просто не давало шансов успешно использовать планирующие бомбы.
А проблема германских субмарин была не в торпедах, а в низких характеристиках в подводном положении.
В результате немцы ничего не добились. Не дали существенных результатов и бомбардировки Лондона в январе 1944, ибо не в Лондоне заключалась мощь союзников.
Т.о. в своих расчётах немцы опирались на неверные исходные данные.
Но что они могли бы предпринять, оценив ситуацию адекватно?
Возможности на Восточном фронте
При наличии понимания, что существующих сил недостаточно для остановки советского наступления, средств было бы выделено больше. Как минимум это часть тех войск, которыми затыкали обрушившийся фронт группы армий Юг в апреле 1944. Только войска эти нужны были не в апреле, а как минимум в январе.
Немцы, конечно же, были вынуждены собирать силы для противодействия грядущей высадке союзников во Франции. Но в январе 1944г им ещё точно ничего не угрожало.
А в это время на Украине командующей группой армий Юг не мог оставить Никопольский плацдарм на левом берегу Днепра, потому что он был нужен для восстановления связи с Крымом. Сил для такого наступления не было, но удержание плацдарма поглощало ресурсы.
Кроме этого бомбардировочная авиация, которой немцы безуспешно пытались противодействовать снабжению войск союзников, могла быть задействована на Восточном фронте. Противодействия на Востоке было меньше, а потенциальный успех не меньше.
Прежде всего, немцы могли бы нанести удар по энергетической системе СССР, в том числе по гидроэлектростанциям. Больше внимания могло быть уделено ударам по транспортным узлам. Бомбардировки могла подвергнуться и Москва.
Но главное, с помощью дальних бомбардировщиков HE-177 немцы могли бы попробовать дотянуться до авиационных центров СССР, например до Самары.
Возможности против Англо-Американцев
Но как тогда противодействовать союзникам? Признав факт того, что конвойная война ими проиграна (май 1943), немцы могли бы сосредоточить усилия на противодействие собственно десантной операции союзников.
Но по факту к июню 1944г немецкий флот обладал минимум своих возможностей. Даже к 1945г уровень возможностей германского ВМФ стал больше: например, оснащённые шнорхелями немецкие океанские подводные лодки с помощью тактики засад несколько подняли уровень своих успехов.
Стали появляться у немцев мини-субмарины и торпедные катера в существенном количестве, что позволило навязать союзникам борьбу в Северном море.
В марте 1945г впервые на позицию вышла прибрежная подводная лодка нового поколения типа 23.
Но до марта 1945г прибрежные подложки Германии боевых действиях не принимали. Хотя у немцев на Балтике было несколько десятков таких лодок в качестве учебных (тип II-D). Тип II-D считался уже достаточно совершенным вариантов в отличие от своих предшественников.
Т.е. немцы могли их переквалифицировать в боевые и использовать в Ламанше по время высадки.
Более того, поняв, что конвойная битва проиграна, немцы имели возможность возобновить строительство прибрежных ПЛ, ещё более их усовершенствовав.
Естественно, им нужна была база в Ламанше, оборудованная защитными сооружениями. Такой базой идеально мог стать Гавр.
Как могли развиваться события
На восточном фронте немцы могли бы избежать катастрофы группы армий Юг в марте 1944, а значит встретили бы лето в более устойчивом состоянии.
Возможно и не последовало бы летней катастрофы ГА Центр, т.к. у последней могли остаться подвижные резервы.
Всё это могло позволить немцам сохранить за собой Румынию осенью 1944, обеспечив себе таким образом большей запас топлива за счёт Румынской нефти на зиму 1944-1945.
Ну а СССР понёс бы более существенные потери, сильно уменьшив свои будущие наступательные возможности. Ведь по факту к концу войны людские ресурсы СССР уже находились на грани истощения.
Высадка союзников могла пройти значительно труднее и с большими потерями.
Если бы союзники к осени 1944г вышли бы к границам Германии, то у немцев могло оказаться значительно больше резервов, чтобы нанести им контрудар ещё осенью – т.е. момент наибольшей слабости союзников. А не в декабре под Арденнами, как это в реальности и вышло.
Вообще реальную осень 1944г можно назвать Германским чудом, потому что мало кто ожидал, что понеся разгромные поражения летом 1944, немцы не только восстановят фронт, но и будут вести активные действия.
В случае более благоприятного развития событий немцы имели возможность нанести своим противникам более существенные потери осеню 1944, что могло отстрочить их дальнейшие активные действия.
И тогда весной 1945 немцы получали возможность более интенсивно использовать свои реактивные самолёты и новые типы подлодок. А это могло привести к перелому как воздушной борьбе в небе Германии, так и в обеспечении снабжения союзников.
Конечно, к августу 1945 американцы получают ещё один аргумент в виде атомной бомбы. Но эту атомную бомбу надо ещё суметь сначала доставить в Англию, а потом и на цель в Германии.
А дальше могла сыграть свою роль случайность, на которую так рассчитывал Гитлер.
Счастливые случайности, впрочем, судя по всему, просто так на голову не падают. Они есть вероятность. А вероятность тем выше, чем больше предварительно было сделано правильных решений.
Рекомендуем: