Найти тему

Почему "Церковь в Овере" Ван Гога так извивается?

Одна из самых замечательных картин последних месяцев жизни Ван Гога называется "Церковь в Овере".

Винсент Ван Гог "Церковь в Овере" 1890 год (Яндекс.Картинки)
Винсент Ван Гог "Церковь в Овере" 1890 год (Яндекс.Картинки)

Эта церковь находится в деревне Овер-сюр-Уазе на юге Франции, где Винсент ван Гог провел последние два месяца своей жизни.

А вот с чего всё начиналось:

Современная фотография церкви (Яндекс.Картинки)
Современная фотография церкви (Яндекс.Картинки)

Так церковь видел сам Ван Гог, когда водил кистью по холсту. Разумеется, её сфотографировали ровно с той точки, с которой писал её художник. Мы видим выдающийся алтарный выступ, как бы пристроенный к церкви, перпендикулярную стенку, уходящую в глубину и высокую башню с часами. Церковь очень старая, это видно по её стилистике. Её построили в XIII веке, в переходный период от романского стиля к готическому.

Но Ван Гог, конечно, не историк архитектуры, и не в этом дело. Для него церковь - это некий мотив, который он переплавляет в картину. И вы видите, что получилось?

-3

Церковь перекорёжилась, изогнулась, она вся полна зрительных напряжений. Но всё это композиционно продумано и обосновано.

Посмотрите на дорожку, часть которой должна плавно уходить в сторону и закругляться. На фото она обычная, но на картине дорожка приобрела совершено другой характер. Она раздваивается и становится вилкой. Знаменитые вангоговские мазочки делают её движение в глубину необычайно стремительным. Она струится влево и струится вправо. И вместе с тем эти две тропы как две руки сжимают церковь с двух сторон. И делают так, что ей становится между ними тесно.

-4

Таким образом мы уже получаем ответ, почему церковь деформируется. Мало этого - на неё сверху давит небо. С одной стороны, это небо, которое ничего не весит. А с другой стороны, это элемент картины, и его непроницаемый синий цвет становится тяжелым. Он как будто сползает сверху и давит на эту церковь.

-5

Ван Гог заставляет её извиваться под этим двойным давлением как снизу, так и сверху. Ведь художнику важна не сама церковь. А её драматическое переживание, которое он таким пластическим образом передает нам.