Найти тему
Судострой

"Тесла" на воде: как выглядит первое российское электрическое судно

Несколько дней назад удалось увидеть в Санкт-Петербурге катамаран Ecovolt. Он примечателен тем, что это первое российское полностью электрическое пассажирское судно. Автор блога "Судострой" предлагает читателям несколько видов интересного судна.

Катамаран Ecovolt у Адмиралтейской набережной
Катамаран Ecovolt у Адмиралтейской набережной

Катамаран Ecovolt разработан петербургской компанией "Морсвязьавтоматика" (НПК МСА). Спуск судна на воду состоялся в июне 2020 года. С тех пор судно прошло испытания и сертификацию Российского речного регистра. Теперь первый электрокатамаран носит имя "Валентин Гапонцев".

Вид с кормы
Вид с кормы

Такое судно, помимо демонстрации возможностей электротехники и продвижения экологической повестки, может использоваться для речных туристических прогулок и проведения бизнес-встреч.

Катамаран Ecovolt выделяется необычной архитектурой корпуса с большой площадью остекления
Катамаран Ecovolt выделяется необычной архитектурой корпуса с большой площадью остекления

Салон-трансформер позволяет создавать различные варианты внутренней компоновки. Пассажировместимость судна может достигать 86 человек. Экипаж состоит из двух человек.

Салон судна Ecovolt
Салон судна Ecovolt

Судно имеет модульную конструкцию. Сборка и разборка корпуса из комплектных модулей занимает до пяти дней.

По данным производителя, катамаран Ecovolt может развивать скорость до 14,5 км/ч. При этом дальность хода составляет 140 км (10 часов).

Вид на салон из носовой части
Вид на салон из носовой части

По сравнению с дизельными энергоустановками система электродвижения имеет ряд преимуществ. Это экологичность, а также отсутствие вибраций и выхлопных газов от работы двигателя внутреннего сгорания.

Электрокатамаран на фоне других прогулочных судов в акватории Невы
Электрокатамаран на фоне других прогулочных судов в акватории Невы

В электрической силовой установке судна используется и оборудование собственной разработки "Морсвязьавтоматики". Например, две винторулевые колонки с кольцевым движителем-винтом на постоянных магнитах мощностью до 25 кВт каждая, система накопления энергии, система кондиционирования, системы судовой электроники, автоматики и навигации.

Также стоит отметить частотные преобразователи и инверторы для зарядки судна и работы пропульсивного комплекса с учетом потребления на собственные нужды и систему управления и распределения электрической энергии.

Спереди судно чем-то похоже на космический корабль из мультфильмов
Спереди судно чем-то похоже на космический корабль из мультфильмов

Для подзарядки судна "Морсвязьавтоматика" готова предложить собственные зарядные станции мощностью от 75 кВт до 5 МВт.

К слову, отсутствие зарядных станций давно является одним из препятствий развитию судоходства на электротяге в Санкт-Петербурге. И проблема здесь, скорее, не в отсутствии оборудования, а в сложности подключения зарядных станций к сетям, поскольку значительная часть причалов для туристов находится в историческом центре города.

Первый электрокатамаран в движении
Первый электрокатамаран в движении

Тем не менее, похоже, ситуация понемногу начинает меняться. Сейчас связанная с "Морсвязьавтоматикой" компания "Эмпериум" строит серию из пяти электрокатамаранов Ecocruiser для работы между Санкт-Петербургом и Петергофом. Первые суда должны выйти на линию в 2022 году. Значит, к этому времени должна быть готова и зарядная инфраструктура, которую можно будет использовать и для других электрических судов.

Так что, вполне возможно, российский бум электросудов ещё впереди.