Несколько дней назад удалось увидеть в Санкт-Петербурге катамаран Ecovolt. Он примечателен тем, что это первое российское полностью электрическое пассажирское судно. Автор блога "Судострой" предлагает читателям несколько видов интересного судна.
Катамаран Ecovolt разработан петербургской компанией "Морсвязьавтоматика" (НПК МСА). Спуск судна на воду состоялся в июне 2020 года. С тех пор судно прошло испытания и сертификацию Российского речного регистра. Теперь первый электрокатамаран носит имя "Валентин Гапонцев".
Такое судно, помимо демонстрации возможностей электротехники и продвижения экологической повестки, может использоваться для речных туристических прогулок и проведения бизнес-встреч.
Салон-трансформер позволяет создавать различные варианты внутренней компоновки. Пассажировместимость судна может достигать 86 человек. Экипаж состоит из двух человек.
Судно имеет модульную конструкцию. Сборка и разборка корпуса из комплектных модулей занимает до пяти дней.
По данным производителя, катамаран Ecovolt может развивать скорость до 14,5 км/ч. При этом дальность хода составляет 140 км (10 часов).
По сравнению с дизельными энергоустановками система электродвижения имеет ряд преимуществ. Это экологичность, а также отсутствие вибраций и выхлопных газов от работы двигателя внутреннего сгорания.
В электрической силовой установке судна используется и оборудование собственной разработки "Морсвязьавтоматики". Например, две винторулевые колонки с кольцевым движителем-винтом на постоянных магнитах мощностью до 25 кВт каждая, система накопления энергии, система кондиционирования, системы судовой электроники, автоматики и навигации.
Также стоит отметить частотные преобразователи и инверторы для зарядки судна и работы пропульсивного комплекса с учетом потребления на собственные нужды и систему управления и распределения электрической энергии.
Для подзарядки судна "Морсвязьавтоматика" готова предложить собственные зарядные станции мощностью от 75 кВт до 5 МВт.
К слову, отсутствие зарядных станций давно является одним из препятствий развитию судоходства на электротяге в Санкт-Петербурге. И проблема здесь, скорее, не в отсутствии оборудования, а в сложности подключения зарядных станций к сетям, поскольку значительная часть причалов для туристов находится в историческом центре города.
Тем не менее, похоже, ситуация понемногу начинает меняться. Сейчас связанная с "Морсвязьавтоматикой" компания "Эмпериум" строит серию из пяти электрокатамаранов Ecocruiser для работы между Санкт-Петербургом и Петергофом. Первые суда должны выйти на линию в 2022 году. Значит, к этому времени должна быть готова и зарядная инфраструктура, которую можно будет использовать и для других электрических судов.
Так что, вполне возможно, российский бум электросудов ещё впереди.