Изучая настоящее и с интересом глядя в будущее не лишним иногда копнуть свое прошлое, чтобы не только понимать откуда и куда мы движемся, но и постараться понять, как создаются вещи, которые звучат как-будто вне времени. И для меня альбом "Dark Side Of The Moon" — как раз такая, вневременная штука.
Шутка ли — альбом, записанный в 1973 году, спустя почти сорок лет звучит так, словно записан вчера. Ни звук, ни аранжировки не потеряли актуальности и звучат все так же классно и самобытно. Попробуем, в порядке графомании сегодня порассуждать, как так получилось и почему Pink Floyd — настоящие мастера.
Для людей, знающих английский, я рекомендую почитать вот эту статью, чтобы поближе прикоснуться к тем железкам, которые используют профи. Потому что, если очень захотеть, каждый из нас может собрать похожий сет дома:
- Синтезатор EMS VCS 3 можно найти в виде vst инструмента. Да и, честно говоря, сейчас есть гораздо более интересные штуки
- Компрессор Fairchild, консоль Abbey Road EMI TG12345, Ревербератор EMT plate и магнитофон Studer A80 уже давно есть в виде плагинов для звуковых карт Universal Audio. Звучат с достаточной за свои деньги степенью реализма.
- Самая большая трата, это конечно микрофон Neumann, ведь один из этой троицы: U47, 67 and 87 обойдется в немалую копейку
Подготовка помещения, если посмотреть по архивным записям, сравнима с современными домашними студиями, так что тут дело уже не в техниках и инструментах, которые были достаточно дорогими и инновационными в свое время, но сейчас стали (к счастью) доступной любому обыденностью.
Но ближе к звуку — он, при своей сухости, уже достаточно "облагорожен" реверберацией и поэтому намного ближе к современному. Отчасти поэтому нам до сих пор приятно его слышать.
Но дело не только в звуке. Учитывайте то, что классические альбомы периодически пересводятся, чтобы отвечать современным тенденциям, так что здесь ни инструменты, ни тем более правила "того еще" миксинга не работают полностью. А что тогда работает?
Как всегда на этом канале, ответ в уникальном подходе к аранжировке. У Pink Floyd было много времени и альбомов, потраченных на эксперименты со звуком и на "Dark Side" эти эксперименты достигли своего апогея. Обратите внимание при следующем прослушивании, насколько все чисто сыграно, нет ни одной лишней ноты. Примерно так же работают композиторы в мюзиклах, как например мой любимый Алан Менкен.
И так же, как в мюзиклах, ни один инструмент не становится главным, в отличие от "настоящих" рок альбомов. Даже гитара, которая к тому моменту стала основным оружием рока, не выпячивается вперед, четко выполняя функцию. Да и вокал, если подумать, тоже находится ровно там, где должен, не привлекая к себе внимания. Тем более, что Гилмор никогда выдающимся вокалистом не был, а остальных голосов на альбоме задействовано немало.
В любом случае альбом проверку временем прошел, так что нам остается только анализировать и добавлять изрядную долю романтизма, хотя эта пластинка — пример невероятно математичного подхода к музыке. И за это я ценю "Темную Сторону" еще больше, как оду настоящему профессионализму.
Подписывайся на Telegram канал "Записки Аранжировщика", слушай подкаст «Слышь!» и делай музыку с кайфом✌️