5 июня отмечается день памяти преподобной Евфросинии Полоцкой
Полина РУСАК
Став первой из женщин, кого Русская православная церковь канонизировала ещё в XII веке, она до сих пор остается единственной из праведниц, признаваемых всеми христианскими конфессиями. Свет облика древнерусской подвижницы и просветительницы, без которой сегодня вряд ли можно было представить культурный и духовный расцвет Беларуси, «яко солнечная луна», пронзает вековые временные пласты от самой колыбели белорусской государственности - Полоцкой державы.
Предание сохранило нам свидетельства о том, что внучка знаменитого князя Всеслава Чародея, прямого потомка Рюрика, была необыкновенно хороша. Воссозданный портрет княжны поражает правильностью, гармоничностью черт, присущей благородному роду.
«Была помощницей обидимых, скорбящих утешением, нагих одеянием, больных посещением – для всех была всем», - пишет о преподобной Евфросинии далекий и неизвестный автор её «Жития», сравнивая её с лучом солнца, согревшим белорусскую землю.
Эта миссия Полоцкой княжны продолжается и поныне: ежегодно в древний город на Западной Двине в канун 5 июня прибывает огромное количество паломников из разных стран, и каждому, кто обращается к матушке с надеждой и верой, она испрашивает у Бога благословение.
Нынешний 2021-й год в календаре знаменательных и памятных дат Беларуси отмечен ещё и как юбилейный со дня рождения Евфросинии Полоцкой – 920-й. Поэтому ожидается, что мероприятия, связанные с именем святой, пройдут повсеместно.
Княжна Предслава
Основным источником информации о преподобной Евфросинии служит агиографическое «Житие», созданное, вероятно, кем-то из учеников в одном из основанных ею монастырей. Известно о более чем ста его «списках». А вот в летописях имя княжны Предславы не упоминается, потому историки до сих пор расходятся во мнениях по поводу точной даты ее рождения. Принято считать, что долгожданный первенец – девочка - в семье князя Георгия Всеславича и его супруги Софии появилась на свет в период с 1100 по 1104 годы, и произошло это, скорее всего, зимой. От рождения ей было дано все – невероятная красота, ум и благочестие, знатная родня. Она рано обучилась грамоте, и все свое время проводила за чтением духовных книг. Близкие удивлялись ее набожности: совершая молитвы, она чаще произносила не слова из Священного писания, а собственные, те, что шли от души.
Целеустремленная, мудрая не по годам, да к тому же ещё и обладающая ангельской внешностью, Предслава составила бы выгодную партию любому жениху – от княжеского отпрыска до принца, но… Все предложения о браке она отвергала. А когда отец решил всё же проявить свою железную родительскую волю, пропала. Беглянку вскоре сыскали – в ближайшем монастыре у тетки-игуменьи Романы. Тогда же и выяснилось, что замуж Предслава не собирается совсем, ибо «слава сия есть прах и пепел, она словно дым рассеивается, словно пар водяной погибает», а она мечтает совсем о другом – «духовным мечом отсечь от себя плотские сласти и отдать тело свое бдению, коленопреклоненной молитве и посту».
Вняв столь проникновенным словам, а еще более того - поразившись совершенному разуму своей юной дочери, князь сменил гнев на милость. «Что ж, хочет, - пусть будет невестой Христовой, такова, видно, воля Бога!»
Монахиня «в радости»
Справедливости ради заметим, что и сама игуменья, удалившаяся в монастырь только после смерти мужа, князя Романа Всеславича, и епископ Полоцкий Илия немало раздумывали, прежде чем благословить Предславу на постриг. И не один суровый нрав отца был тому причиной. Сама-то ещё сущее дитя! Что она может понимать о мирской жизни!? Но «дитя» сумело убедить духовных особ в собственном праве принимать решение. Наступил день, когда молодую княжну облекли в иноческий образ с именем Евфросиния, что в переводе с греческого означает «благомыслящая», «радостная».
Некоторое время новопостриженная монахиня пребывала в обители, потом по благословению Полоцкого епископа Илии она удалилась в затвор и поселилась в «голубце» — особой келье при Софийском соборе города Полоцка.
В этом соборе Евфросинию особенно привлекала библиотека. Её также не оставляла тяга к учению. Евфросиния стала переписывать книги, в те годы это считалось делом нелегким, занимались им только мужчины. И уже одно то, что за такую работу взялась молодая женщина, само по себе заслуживало большого уважения.
Часть книг, переписанных Евфросинией, уходила на продажу. Вырученные деньги по просьбе монахини раздавали нуждающимся. Помимо этого княжна-затворница делала переводы с латыни и греческого, стала писать и собственные тексты, содержащие духовные наставления. Она вела переписку с братьями по вере, одним из которых был известный писатель и богослов, епископ Кирилл Туровский. Милосердие, напряженный труд, усердная молитва и покаяние – вот чем были заполнены дни и ночи высокородной инокини.
Устроительница монастырей и школ
Укрепившись в духовных подвигах, Евфросиния получила откровение свыше о том, чтобы ей оставить уединение и заняться делами благоустроительными. Как-то во сне ей явился ангел и «повел ея в Сельцо» - местечко на окраине Полоцка. «Зде ти подобает быти!» - произнес посланник Господа. С тем же наставлением ангел явился и епископу Илии, сказав «Место то свято есть!». Этот участок земли на берегу реки Полоты действительно был особенным, здесь находилось место погребения полоцких епископов с небольшой деревянной церковью.
Илия немедленно благословил Евфросинию на строительство обители в надежде, что ее стараниями и поддержкой влиятельных родственников тут появятся и монастырь, и каменная церковь Спаса. Дабы никто не посмел мешать будущей матушке, владыка призвал на совет всех полоцких князей, именитых бояр и горожан и держал такую речь: «Се отдаваю Евфросинии место Святаго Спаса при вас, да по моем животе никто не посудит моего даяния…».
И все вышло по словам священнослужителя. В 1161 году усердием преподобной Евфросинии был воздвигнут Спасо-Преображенский собор, который сохранился до наших дней и является памятником древнеполоцкого зодчества. На сегодня — это единственный храм в Беларуси, где имеются росписи и фрески, датированные XII веком.
Закончив Спасо-Преображенский монастырь, матушка начала построение Богородицкой церкви, открыла Богородицкий мужской монастырь. В монастырях преподобная учила молодых инокинь переписыванию книг, пению, вышиванию и другим ремеслам. Здесь имелись иконописные мастерские, где изготовлялись оклады для образов, предметы церковного обихода. Под руководством Евфросинии Полоцкой действовали школы, имевшие репутацию передовых и по программе обучения, и по составу учащихся, поскольку в большинстве своем это были дети простых людей. Помимо своей просветительской деятельности монахиня Евфросиния была известна современникам как миротворица и справедливый судья, как наставница и добрая советчица.
Символ Белой Руси
После постройки Спасского храма Евфросиния позаботилась об оснащении его всем необходимым. Особое место было отведено для уникального напрестольного креста с вмонтированным в него ковчегом, который матушка заказала лучшему киевскому ювелиру Лазарю Богше. Этот подлинный шедевр древнего искусства, содержащий частицы мощей святых угодников, в годы Великой Отечественной войны был утрачен. В 1997 году брестский ювелир-эмалировщик Николай Кузьмич изготовил полноразмерную копию креста, которая теперь хранится в Спасо-Преображенском храме. Для собственной обители в церкви Евфросиния приобрела икону Божьей Матери, чудотворную Одигитрию Эфесскую, которую, по преданию, написал сам евангелист Лука.
Шли годы, и матушка Евфросиния становилась все более почитаемой. К ее увещеванию прислушивались не только паломники, стекающиеся в обитель нескончаемым потоком, но и князья. Ей не раз удавалось предотвратить кровавые конфликты между людьми. Игуменья княжеского рода не чуралась участия в таких «грязных» делах, поскольку и в этом видела свое служение Богу.
То, насколько влиятельным человеком являлась для современников монахиня из Полоцка, какой высокий статус она имела, подтверждают найденные личные печати Евфросинии Полоцкой, которыми запечатывали только важные государственные документы. Личная печать у женщины в XII веке! Это случай беспрецедентный - означает, что ещё при жизни Евфросинию Полоцкую знали, что называется, и царь, и вселенский патриарх. Она сама была настоящим символом Беларуси. Была и остается поныне.
В конце жизни преподобная Евфросиния предприняла пешее паломничество в Иерусалим. Там она и приняла кончину. Останки святой не были возвращены в родные ей земли более семи веков. И только в 1910 году по высочайшему соизволению императора Николая II честные мощи святой Евфросинии были перенесены в Спасскую обитель Полоцка, где почивают и сейчас.
***
Другие материалы о жизни Союзного государства – на официальном сайте Постоянного Комитета Союзного государства .
Понравилась публикация? Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал.
© www.postkomsg.com