Серия статей о велопоходах и почему именно они. Впервой из них я затрону саму тему велопохода и почему именно вело а не пеший. Во второй будет список того что нужно взять с собой в третьей о подготовке велосипеда ну а в заключающей дам краткий экскурс куда.
Почему именно велопоход.
Мы живем в мире который постоянно куда-то спешит, в мире гаджетов и фастфудов. Сами того не подозревая мы хотим поспеть за всем тем многообразием что нас окружает, но иногда просто необходимо сделать паузу и уйти от этой постоянной беготни, остаться наедине с самим собой. Именно для этого люди и ходят в походы, но у походов есть один недостаток, это тяжелый груз на спине. Велосипед это возможность быть с самим собой но продолжать мчаться в след за этим сумасшедшим миром, возможность побывать там куда вы не когда не добрались сидя дома.
Цивилизованный или же дикий.
Если вы новичок начните с цивилизованных походов. В них туристы останавливаются в кемпингах, на турбазах и в отелях. Маршруты прокладывают через поселки и города. Всегда можно сойти с дистанции: сесть на электричку, автобус или вызвать такси.
Дикими походами называют маршруты по глухим местам без магазинов, мобильной связи и по плохим дорогам. Но на таких маршрутах все самое лучшее, но много рисков. Вариантов схода с таких маршрутов гораздо меньше. До крупных транспортных узлов далеко, а электричка может ходить только по выходным. В такие походы стоит отправляться только с опытными людьми.
Куда идти в поход
Маршрут можно составить самому или же воспользоваться уже готовыми ращениями. Вводим в поисковики запросы «веломаршруты» или «велоПВД». Еще для поиска интересных мест есть специальные сайты с отчетами велотуристов: veloradar.ru, velodorozhka.pro, veloguide.ru, biketravelreports.ru, gpsies.com, velopiter.spb.ru, туристенок.ру.
Чтобы организовать поход в своем регионе, ищите маршруты в окрестностях небольших населенных пунктов или вблизи транспортных узлов — железнодорожных станций или автовокзалов. Большинство маршрутов в черте города обычно уже подробно описаны на сайтах.
Мой же вам совет соберите все самое необходимое, снарядите велосипед и поставите его возле входной двери и в момент когда вам захочется, "остановиться и сойти" просто садитесь на коня и двигайтесь вперед, там вас и ждут самые интересные маршруты новые знакомства и море воспоминаний. А маршрут, он появится сам по себе, главное не ставить себе конкретных целей а просто ехать и получать удовольствие.
Дороги и карты
При составлении плана начинающие велотуристы избегают популярных маршрутов, которые проходят вдоль трасс. Но иногда к ним стоит присмотреться. Бывает, трассы не так загружены, а обочины широкие и ровные. Грунтовки и полевые дороги, непредсказуемы. На них может быть много песка, грязи и ям. Заранее понять, какой будет дорога, сложно.
Дорогу вдали от больших городов лучше планировать в «Яндекс-картах». На них отмечены особенности рельефа: возвышенности, заболоченные места, ручьи. Так же стоит присмотреться к MAPS.ME, ViewRanger. Лично я пользуюсь OfflineMaps на андройде, там есть возможность включить режим типографии и сохранить карту в офлайн чтобы экономить на заряде телефона. «Гугл-карты» в российской глубинке практически бесполезны: большинство проселочных дорог на них отсутствуют. Не надо сбрасывать со счетов и бумажные карты. Бумажная карта может пригодится, если сядет смартфон.
Что важно учесть при составлении маршрута
В походе необходимо вставать на ночевку до наступления темноты. Даже если велосипедист включил фонарь и надел одежду со светоотражающими элементами, есть риск попасть в ДТП. Палаткой ночью заниматься тоже некомфортно.
Жидкость. Самый важный пункт если не хотите убить колени, ведь долгое педалирование неплохо так вымывает из организма соли и минералы вместе с потом. Пить надо каждые 15-30 минут даже если не устали и не хочется. Учитывайте что вам потребуется минимум 5 литров воды в день на человека.
Километраж. В первом походе не стоит преодолевать больше 50 км в день. Что касается горной лучше планировать 30—40 км в день.
Скорость. Ориентируйтесь на скорость движения 8—10 км/ч. В походе могут быть грунтовые или лесные дороги, остановки в пути для отдыха, купания, перекуса и фотографий.
Заброска
Способ добраться до точки старта с велосипедом и снаряжением. Бывает такое, времени у вас два дня, а хочется покататься по Крыму, хотя живете вы в москве, на помощь приходит "Заброска".
Автомобиль. Приехать к началу маршрута на машине и оставить его там, ждать вас, но в этом случае придется заканчивать маршрут в месте его начала, а это не всегда приемлемо. Обычно за стоянку берут 100—200 Р в сутки.
Поезд. Добраться до точки старта поездом или электричкой, самый лучший вариант. Тарифы РЖД на провоз велосипеда зависят от расстояния между начальным и конечным пунктами. Обычно выходит 100 Р за 200—500 километров, например из Великого Новгорода в Санкт-Петербург.
Автобусы. Тоже не плохой вариант, сложить велосипед и забросит в багаж. А поп прибытию на место разложить его и отправится в путешествие полным сил, так же можно и вернуться.
Самолет. Упаковываете велосипед с багажом в коробку и сдаете в багаж, не забывайте, обращаться с ним бережно не будут. По поводу упаковки, обратитесь в любой магазин где продают велосипеды, обычно после сборки, коробки выбрасывают, можно будет ее заполучить бесплатно либо за символическую цену.
Связь
Если она будет только на части маршрута, сообщите об этом близким. В месте последнего уверенного сигнала сотовой сети напишите родным и опубликовать фото в соцсетях. Снимок, на котором виден турист, его одежда и снаряжение. Если случится беда, фото понадобится при обращении в полицию и к спасателям.
Как выбрать велосипед
Универсальной модели для туризма нет, велосипед — вещь индивидуальная.
В велосипеде для походов важны несколько характеристик:
- Система переключения скоростей. Если пренебрегать переключением передач на подъемах, неизбежно сломаетесь вы или велосипед.
- Возможность установки багажника. Ездить с заплечным рюкзаком не в коем случае нельзя.
- Прочная рама и колеса. При передвижении по неровной местности с вещами нагрузка на раму и колеса возрастает. Легкие карбоновые или тонкие алюминиевые рамы из-за этого могут лопнуть.
Набор минимально необходимого для велопохода снаряжения.
- Вело штаны или подседельная сумка от 2500
- Багажник от1500
- Насос от 1500
- Спальник от 1500
- Палатка от 2000
- Горелка и газовый баллон от 1000
- Посуда для горелки от 1000
- Коврик от 1000 Можно заменить фольгированным утеплителем из строительного магазина, выйдет значительно дешевле рублей в 100.
- Ремкомплект и запасная камера 500 Р
Турфирмы
Если вы поняли, что организация похода не для вас, обратитесь в туристические компании. Некоторые из них дают велосипеды и туристическое снаряжение в прокат.
Такие походы стоят в среднем от 4000 Р за два дня. В первый раз дешевле взять снаряжение в аренду. Не понравится, потом не придется думать, куда девать оборудование. В коммерческих турах есть инструктор, который поможет с ремонтом велосипеда, организацией быта и питанием.
Также такие походы подойдут тем, кто хочет проехать по непривычному рельефу. Например в Сочи, «Роза Хутор»: проводят однодневные велотуры на электровелосипедах по горам. По готовому маршруту с инструктором. Такой тур стоит 3500—6500 Р. В стоимость не входит перелет и жилье.
Снаряжение для ПВД недорогое, часть можно взять в аренду или у друзей.
Продумайте маршрут, заброску, возвращение, места ночевок и график движения заранее. Проверьте, есть ли на маршруте мобильная связь, если он проходит по малонаселенным местам. Планируйте время прохождения маршрута с запасом. Поход — это отдых, а не гонка.
Если не хотите организовывать первый поход самостоятельно, купите тур в турфирме или договоритесь о совместном походе с другими туристами.