Совершенно случайно в одном из старинных переулков наткнулась на Аптекарский приказ, в котором выставлены барельефы с Московских Триумфальных ворот, ну или с Московской Триумфальной Арки.
Они попали туда после демонтажа старой Триумфальной Арки в 1936 году, которая была расположена на Тверской заставе. В 1966 году, при восстановлении Триумфальной Арки на Кутузовском проспекте, барельефы были восстановлены по гипсовым копиям, а эти так и остались экспонатами музея.
Я уже давно хотела их рассмотреть поближе, но даже в интернете, изображения этих барельефов я не видела. А тут их можно увидеть очень близко. Барельефы выставлены под открытым небом и их можно хорошо рассмотреть в деталях и даже потрогать руками.
Самое интересное, что в пояснениях к экспонатам, пишется то Московские Триумфальные ворота, то Московская Триумфальная арка. Разница же между воротами и аркой должна быть или все-таки нет?
Рассмотрим первый барельеф, находящийся с левой стороны Арки.
На этом барельефе, можно увидеть как воин с двуглавым орлом на щите поражает воина, держащего в руках штандарт с Наполеоновским имперским орлом. Но не все так просто. Если внимательно посмотреть, то за фигурой поверженного воина, можно увидеть скифский колпачок. Французские воины таких не носили, это точно.
Если сравнить изображения на арке в Париже, то видно, насколько Марсельеза похожа на Богиню с московской Триумфальной Арки. Если их сопоставить, то можно подумать, что в Москве была одержана победа над Марсельезой, или над Французской Революцией.
Я посмотрела этимологию слова "марсельеза" - пишут что название произошло от города Марсель. Но мне больше напоминает Марс - как Марсово поле например. Марс в римской мифологии это бог войны. А здесь кругом римская символика. Христианством пока и не пахнет. По крайней мере, я не нашла ни одного креста. Есть над чем подумать.
Теперь рассмотрим правую сторону Московских Триумфальных ворот.
Здесь изображение еще более неоднозначное, чем слева. Сцена похожа на примирение после ссоры. Причем обе стороны еще не совсем простили друг друга и прибегают к помощи третьих лиц.
Во-первых, судя по взгляду Александра, он достаточно сурово смотрит на Москву. Во-вторых, Москва не сама протягивает ему руку, а при помощи Богини, как бы от бессилия. По её утомленному взгляду видно, что делает это она не по своей воле. Она практически обессилена, полулежит, опираясь на щит с гербом Москвы. У ног Александра россыпь монет из рога изобилия и силуэт белокаменного дворца. Видимо это как-то относится к Москве. За спиной, как я понимаю, жители Москвы, которые тоже не слишком-то одобрительно смотрят на эту сцену.
Можно конечно по разному трактовать это изображение, но радости на лице Москвы я не вижу, это точно, скорее скорбь и бессилие.
Вот так выглядит Триумфальная Арка в Москве в честь победы в войне с Наполеоном в 1812 году.
В общем-то красиво и торжественно, только немного мрачно. Может это обусловлено, тем, что Москва все-таки пала и к тому же еще и сгорела. События не из радостных, но тем не менее, ангелы все-таки трубят победу.
Арка была возведена в 1829-1834 годах взамен деревянной ( на Руси все, даже Триумфальные Арки, делали из дерева, видимо камня не хватало)
Из Википедии:
В июне 1814 года Ростопчин устроил пышные празднества в честь вступления в Париж союзных войск и заключения мира. У Тверской заставы началось сооружение деревянных триумфальных ворот.
И еще:
Моско́вские Триумфа́льные воро́та (Триумфальная арка) — триумфальная арка в Москве. Впервые сооружены в 1829—1834 годах по проекту архитектора О. И. Бове на площади Тверская Застава в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Разобраны в 1936 году. Копия ворот сооружена в 1966—1968 годах по проекту В. Я. Либсона на Кутузовском проспекте, ныне — площади Победы в районе Поклонной горы. Ближайшая станция метро — «Парк Победы». Триумфальные ворота отнесены к категории объектов культурного наследия регионального значения
А теперь давайте сравним с Триумфальной аркой побежденных
Так выглядит Триумфальная Арка в Париже в честь побед Наполеона. Эту Арку, Воротами не называют.
Вот что пишет об этой арке Википедия:
Триумфальная арка (фр. Arc de triomphe de l’Étoile) — монумент в 8-м округе Парижа на площади Шарля де Голля (Звезды), возведённый в 1806—1836 годах по проекту архитектора французского ампира Жана-Франсуа Шальгрена. Проект арки «в древнеримском стиле» был разработан по распоряжению Наполеона Бонапарта в ознаменование побед его «Великой армии». За основу была взята композиция однопролётной Триумфальной арки Тита на римском Форуме. После смерти Шальгрена в 1811 году строительство продолжал архитектор Жан-Арно Реймон.
Построены обе арки примерно в одно и то же время - строительство и там и там было закончено согласно данным из Википедии в 1834-1836 году. Сравните арки победителей и побежденных.
Судя по монументальности и по украшению Парижской Триумфальной Арки, никак нельзя сказать, что ее воздвигла страна проигравшая войну, скорее наоборот.
Барельефы с Московской Триумфальной Арки можно рассмотреть в Москве, в Аптекарском Приказе - это прямо за центральным зданием Библиотеки имени Ленина, по адресу: Воздвиженка, 5/25с19
В статье я высказала свое мнение, а если у вас тоже имеется свое мнение на эту тему, то приглашаю вас высказать его в комментариях.
Подписывайтесь на канал - у меня еще много интересного!