Найти в Дзене
Просто гуляя по свету

Тайны старых картин. Утро в сосновом лесу (часть 1. Кто написал мишек)

Вряд ли в нашей стране найдется хоть один человек, которому не знакомы мишки, ползающие по лесному бурелому ранним утром. И дело даже не в известности картины, хотя репродукции ее можно встретить везде. Но самая знаменитая "репродукция" - фантик конфеты "Мишка косолапый". О фантике я расскажу позже, а сейчас речь о самой картине, которая демонстрируется в Третьяковской галерее. Кое-кто называет это полотно самой загадочной картиной отечественного искусства, поэтому предлагаю разобраться, в чем же его секреты. Тайн у картины действительно хватает. Самая первая заключается в том, что у картины два автора: Иван Иванович Шишкин и Константин Аполлонович Савицкий. Казалось бы - ну и что здесь таинственного? Однако странностей вокруг авторства действительно очень много. Шишкин всегда писал только лес, причем именно русский. Еще во время обучения в Академии художеств Ивана Ивановича постоянно критиковали преподаватели за его приверженность к русскому пейзажу. В те годы придворными живописцами

Вряд ли в нашей стране найдется хоть один человек, которому не знакомы мишки, ползающие по лесному бурелому ранним утром. И дело даже не в известности картины, хотя репродукции ее можно встретить везде. Но самая знаменитая "репродукция" - фантик конфеты "Мишка косолапый". О фантике я расскажу позже, а сейчас речь о самой картине, которая демонстрируется в Третьяковской галерее. Кое-кто называет это полотно самой загадочной картиной отечественного искусства, поэтому предлагаю разобраться, в чем же его секреты.

-2

Тайн у картины действительно хватает. Самая первая заключается в том, что у картины два автора: Иван Иванович Шишкин и Константин Аполлонович Савицкий. Казалось бы - ну и что здесь таинственного? Однако странностей вокруг авторства действительно очень много. Шишкин всегда писал только лес, причем именно русский. Еще во время обучения в Академии художеств Ивана Ивановича постоянно критиковали преподаватели за его приверженность к русскому пейзажу.

В те годы придворными живописцами были немцы - Франц Крюгер, Иоганн Швабе и другие, на чьих полотнах русские охоты проходили где-то в Альпах. А дремучий русский лес расценивался чуть ли не как моветон, однако переубедить Шишкина было невозможно. Он продолжал оттачивать свое мастерство и в конце концов добился признания - в 1858 году он получил Большую серебряную медаль Академии за рисунки и этюды, сделанные на острове Валаам. Еще через год за валаамские этюды Шишкина ждала золотая медаль и право бесплатного обучения в Европе.

Вид на острове Валааме. И.И. Шишкин. Фото из открытых источников
Вид на острове Валааме. И.И. Шишкин. Фото из открытых источников

Но сколько художник ни путешествовал за границей, тоска по родине и русскому лесу становилась все сильнее. В своем дневнике он много размышлял о том, что русская манера письма намного лучше европейской. Закончилось все тем, что в одной из пивных Мюнхена Шишкин полез в драку с немцами, позволившими себе отпускать грубые шуточки в адрес России и русских. За семерых нокаутированных противников художник был отправлен в полицию, но в конце концов был отпущен, оправданный тонкостью душевной организации, свойственной художникам. (Вот так!😀 Хорошее оправдание😀)

Однако поездка все же сыграла свою роль и в оттачивании техники, и в новых технологиях письма. Именно в это время американец Джон Гофф Рэнд запатентовал свое изобретение - оловянные тюбики для хранения красок, значительно облегчившие работу художников. Словом, работы Ивана Ивановича после его возращения в Россию стали очень популярны, а сам художник получил звание профессора в Академии. Кроме того можно сказать, что отчасти с подачи Шишкина русские художники стали выбираться на этюды на пленэр (на природу).

Именно на этюдах Шишкин и сдружился с Савицким, когда он еще с двумя передвижниками (Товарищество передвижных выставок, художники которого вдохновлялись идеями народничества. Среди них было много известных мастеров: Репин, Саврасов, Суриков и др.) - Иваном Крамским и Константином Савицким сняли дом в деревне Ильжо под Петербургом как раз для работы на пленэре.

Иван Иванович Шишкин и Константин Аполлонович Савицкий. Фото портретов из открытых источников
Иван Иванович Шишкин и Константин Аполлонович Савицкий. Фото портретов из открытых источников

Савицкий и Шишкин проводили много времени вместе, сдружились и часто встречались семьями. Через некоторое время обоих художников постигла беда - оба потеряли жен, а Иван Иванович еще и двух сыновей. И Шишкин, и Савицкий тяжело переживали горе, глушили боль потери вином, но порознь - Иван Иванович дома, а Савицкий в Париже. Много лет спустя, вновь найдя в себе силы вернуться к жизни, художники снова начали проводить время вместе.

Вскоре после второй женитьбы Шишкин вновь потерял супругу, но в этот раз он с головой ушел в работу и по-прежнему вместе с дочерьми частенько проводил лето с новой семьей Савицкого. Так было и летом 1888 года, когда и возникла идея написать "Утро в сосновом лесу". По одной версии мысль принадлежала Шишкину, который набросал эскиз картины и схематично обозначил медведей, предложив Савицкому прорисовать животных и стать соавтором картины.

По другой версии первый набросок был сделан именно Константином Аполлоновичем для дочери друга - Ксении Шишкиной. По этой версии Шишкин, увидев рисунок, долго смотрел на него. О чем он думал, неизвестно, но я встречала мысль о том, что в медвежатах ему виделись ушедшие сыновья, а в медведицах - усопшие жены. Дело в том, что у художника было прозвище "Медведь", поэтому версия не лишена логики.

Как все было на самом деле, я расскажу в следующей статье, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить окончание истории. Другие статьи из цикла "Тайны старых картин" можно найти здесь:

Тайны старых картин. У Моны Лизы есть старшая сестра

Тайны старых картин. Неизвестная (часть 1. Разбитое сердце)

Тайна старой картины. Неравный брак